Галина Мартышкина
Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые создаются им в партнерстве со взрослым, а также познавательно-поисковой деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка. Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир).
Поэтому перед педагогами стоят задачи:
Публикация «Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
1) Создавать условия для активизации умственной деятельности детей, развития потребности и желание приобретать новые знания.
2) Научить детей самореализовываться в окружающем мире.
3) Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.
4)Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.
Как считает Л. С. Рубинштейн, «мышление обычно начинается с проблем или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия». Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
Для каждого конкретного занятия нужно какое-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее поставить вопросы для поиска, исследования. Культурно-смысловыми контекстами для проблемно-поисковой деятельности выступают доступные и интересные дошкольникам типы исследования : опыт, игры-путешествия, путешествия в пространстве и т. д.
Учитывая актуальность проблемы, в процессе своей работы я использую игровые проблемно-практические ситуации :
Организация игровой проблемно-поисковой ситуации предполагает нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности, когда каждый ребенок получает индивидуальное задание педагога, выполняет его, при этом использует те знания и навыки, которые уже приобрел в процессе обучения, действует самостоятельно известными ему способами.
Игровая проблемно-поисковая ситуация создает «препятствие» или особые условия, которые не позволяют ребенку привычным путем организовать собственную деятельность.
На первых порах ребенок выбирает практический путь. Он проделывает всевозможные действия с объектом. Получение отрицательного результата сначала огорчает ребенка. Здесь важна поддержка взрослого, который помогает ему правильно относиться к «тупиковым» случаям, к неверному ответу, рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине.
Постепенно ребенок начинает понимать, что практические действия можно «совершить» в воображаемом плане, и представить результат, который при этом достигается. Ребенок начинает действовать в воображаемом плане, «просчитывать» всевозможные решения.
Совместная работа детей в подгруппе, проговаривание условий и способов решения, соединение отдельных элементов, предложенных разными детьми, в единое целое – все это рождает новый подход к решению проблемной ситуации. Коллективное обсуждение становится продуктивным при решении проблемной ситуации. Акценты переносятся на поисковую и эвристическую деятельность.
Эвристический эффект в такой ситуации возможен в том случае, если в процессе обучения дети не выполняли аналогичных заданий.
Как показывает опыт работы, чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов, первыми «просчитывают» нерезультативные результаты.
Словесное обсуждение, продумывание способов решения, позволяют и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой «работе» : общая ответственность за результат деятельности побуждает их помогать друг другу.
Игровая мотивировка поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации, создает положительный эмоциональный настрой.