Татьяна Лукичева
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.
Наши дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Математика занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Особенную ценность на сегодняшний день приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает память, воображение, внимание, речь.
Публикация «Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников» размещена в разделах
ФГОС ДО требует от нас сделать процесс овладения математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным, т. е. сделать обучение занимательным. Именно при занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Как сделать, чтобы, познавая математику, ребёнок достиг успеха? На успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Знания, данные в занимательной форме, в форме развивающих игр, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
На занятиях по ФЭМП с детьми использую самые различные средства обучения. Но самым главнейшим из них все-таки считаю игру - как основной вид деятельности дошкольников. С помощью игры обучение для ребят-дошколят становится радостным и увлекательным, так как игра является частью их жизни.
В своей работе по ФЭМП использую проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Проблемное обучение – это обучение, с помощью которого изучение нового материала происходит путём создания ситуации, в содержании которой перед дошкольником ставится проблема, являющаяся для него интеллектуальным затруднением.
Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие, так он открывает мир чисел и фигур. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Развиваются его творческие способности.
Какие же проблемные ситуации возникают у наших детей в ходе развивающих математических игр? Расскажу и покажу на примере игрового набора «Королевство чисел».
«Королевство чисел» – это комплексная игровая система, которая вводит детей в мир математики с помощью самого разнообразного дидактического материала.
В состав набора входят:
Набор хранится в специальном ящике.
Главные герои: король и королева живут в замке на прекрасном острове посреди океана. В замке может быть 5 или 10 этажей. Маленькие острова, окружающие королевский остров, принадлежат королю. Король и королева очень любят моряков-островитян и часто приглашают их в гости в свой замок. Моряки-островитяне и королевская чета всегда помогают друг другу.
Тема 1: Цифра 0.
Проблемная ситуация: чтобы животные с королевского острова не падали в море, повелеваю возвести забор и оставить место для лодочной пристани.
В качестве игровой задачи использовать «Ноль» в качестве начальной точки отсчета.
На этапе выполнения дети вставляют шнур в прорезь первого столбика и ставят парус с номером 0. Далее вставляют шнур в прорезь следующего столбика, произносят вслух порядковое числительное и ставят парус с соответствующим номером. Продолжают игру до тех пор, пока не будет установлен последний парус.
Тема 2: Счет и измерение.
Проблемная ситуация: некоторые маркеры уровня воды в королевском замке «сломались» и их нужно заменить. Выясните, каких деталей не хватает, найдите их и поставьте на нужное место.
На этапе выполнения ребята считают маркеры воды. Чтобы определить, каких не хватает. Затем ищут недостающие маркеры нужного размера и ставят их на место.
Тема 3: Сравнение и группировка.
Проблемная ситуация: потерялась бусина из нового ожерелья королевы. Нужно найти недостающую бусину и починить ожерелье.
На этапе выполнения дети рассматривают ожерелье королевы, сравнивают и определяют какой бусины не хватает. Они открывают ящики с сокровищами, чтобы найти бусину, которая соответствует по цвету потерянной. Найдя подходящую бусину, надевают ее в нужное место нитки. Затем вешают «отремонтированное» ожерелье на парапет замка, рядом с образцом.
Предлагаемая система игровых занятий способствует развитию пространственного мышления ребенка, формированию логических приемов умственных действий и конструктивных умений в процессе ФЭМП.