АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Консультация для родителей «Проблема трат и детских капризов из-за покупок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема трат и детских капризов из-за покупок
Случается, что дети закатывают истерики родителям, если родители не покупают им понравившуюся игрушку, при этом взрослые часто неосознанно испытывают чувство вины за отказ. Иногда родители испытывают чувство растерянности, не зная как правильно реагировать на детские капризы в таких ситуациях.
Публикация «Консультация для родителей „Проблема трат и детских капризов из-за покупок“» размещена в разделах
Родителям целесообразно рассказать об основных темах, которые всплывают в консультировании по проблеме трат и покупок
I. Что деньги означают для детей?
В просьбе детей что-либо купить, иметь новые игрушки, получать конфеты, лакомство ничего плохого или нездорового нет, т. к. обладать и испытывать радость является одной из потребностей взрослого и маленького человека.
Обычно вопросы покупки и потребления проявляются в жизни детей через 5 моментов: радость обладания; эмоциональное насыщение; знак любви и внимания родителей; семейные ритуалы и правила; проверка границ.
1. Радость обладания проявляется в идентификации ребёнка с желанной игрушкой, в приятном предвкушении ещё до обладания этой вещью.
При этом чувства ребёнка могут не найти подтверждения в жизни, игрушка может быстро разонравиться и он забросит и забудет о ней очень быстро.
2. Эмоциональное насыщение и разнообразие от приобретений
У ребёнка может кратковременно повыситься настроение и эмоциональное состояние, он ощущает новизну.
3. Знак любви и внимания родителей
Для дошкольника покупки означает любовь, тепло, внимание взрослых. Обычно ребёнок отождествляет количество любви с количеством материальных даров. Часто сами родители таким образом стремятся компенсировать своим детям недостаток внимания.
4. Семейные ритуалы и правила. У ребёнка ассоциируются образ взрослого с тратами на него, повторяющийся в какой-то ситуации.
Например, у ребёнка привычка получать игрушку в награду за хорошее поведение. Или ребёнок знает, что если его забирает в конце недели из сада папа, то он покупает ему сладости по дороге домой.
5. Границы и их проверка. Ребёнок устанавливает границы, что ему можно, проверяет, что он может получить от каждого взрослого.
Ребё нок в дальнейшем может периодически проверять границы: обстоят ли дела также или что-то поменялось.
II. Факторы проблемного поведения детей вокруг покупок и трат
Вопросы покупок становятся проблемой когда родители совершают их в конфликтных ситуациях, испытывая при этом негативные эмоции, такие вина, стыд, гнев, раздражение и др. Конфликты могут возникнуть в связи с детскими капризами, агрессией или жертвенной позиции взрослого.
Разберём поподробнее факторы проблемного поведения ребёнка в связи с покупками и тратами.
1. Покупки как «возможность отвлечься» для себя или для ребёнка
Взрослые покупают сладости и подарки чтобы отвлечься от какого-то негативного события или состояния. Это способ порадовать себя или извиниться перед ребё нком: «Сорвалась на ребёнка - куплю игрушку» и т. д.
2. Хаотичные траты происходят в семьях, где доходы и расходы не планируются, по типу «качели». Когда в семье появляются деньги - родители скупают всё подряд, потом вынуждены экономить на самом необходимом. Такое поведение родителей формирует у детей азартное отношение к деньгам и тратам, что не самое правильное.
3. Покупки как эмоциональный шантаж ребёнка
В ситуации, когда родитель сначала отказал ребёнку в покупке игрушки или сладости, а потом в ответ на детские слёзы и крики сдался и в итоге согласился купить желаемое. Таким образом, получается, что он подкрепил способ эмоционального шантажа ребёнка. Ребёнок неосознанно учится использовать этот приём в разных ситуациях с родителями.
4. Обилие стимулов в магазинах
Дети реагируют на рекламу, новизну, яркость и обилие товаров вокруг них и многие не умеют уходить из магазина без покупки. Родитель не может ему отказать, покупая ребёнку какую-нибудь мелочь, тем самым подкрепляя для ребёнка сценарий, если он идёт с родителем в магазин, ему обязательно что-то купят.
5. Неумение родителей грамотно отказывать ребёнку
Возникает в тех ситуациях, когда родитель не умеет совладать со своими чувствами и эмоциями, а ребёнок манипулирует этим, добиваясь своего.
III. Принципы психологической помощи родителям в вопросах трат
Чтобы улучшить отношения родителей и детей по вопросам покупок нужно обратить внимание и на поведенческие, и на эмоциональные факторы.
1. Осознать, пересмотреть, проанализировать правила, которыми родители руководствуются при покупках
Родителям важно осознать для чего, при каких обстоятельствах, вместо чего семья идёт в магазин, делает покупки. Как взрослые и ребёнок решают, что им что-то нужно?
2. Нормализовать коммуникацию между родителями и детьми по вопросу покупок
Важно осознавать, что чувствует и говорит взрослый, а что ребёнок, когда они совместно принимают решение о покупке. Часто момент совместного решения содержит ряд посланий, которые родители и ребёнок не всегда говорят вслух и обычно не осознают.
Например: «Я никогда не допущу, чтобы мой ребёнок был хуже других» или
«У меня достаточно денег чтобы купить ребёнку то, чего сам был лишён в детстве» и т. д.
Чтобы скорректировать внешние и внутренние диалоги важно определить насколько соответствует то, что человек говорит с тем, что он чувствует.
Важно выявить потребности, к примеру, у ребёнка во внимании и одобрении, у родителя - в отдыхе. Важно чтобы родители умели анализировать свои потребности: «Точно ли есть необходимость это купить или я просто хочу отдохнуть?»; «Правда ли конфеты сейчас лучше, чем совместная игра?»
3. Другие способы компенсации эмоциональных трудностей.
Хронически неудовлетворённые потребности ребёнка или взрослого будут компенсированы какими-то внешними действиями, такими как покупки товаров, переедание, накопление вещей и т. д. ; как попытки заполнить себя при переживании эмоционального голода.
Важно научить родителей умению анализировать, какие ещё возможны способы удовлетворения потребностей. Например, когда важно почувствовать себя хорошим родителем и любимым ребёнком, то хорошо помогает совместная игра, разговор по душам и др.
Родителям важно научиться способам нематериальной награды для ребёнка.
Например, выразить свою радость и гордость, предоставить ребёнку новые полномочия в семье и т. д.