Ксения Снитко
Проблема социальной адаптации, инклюзивного обучения дошкольников с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях выявляет ряд проблем.
Во-первых, отсутствует нормативная база, которая позволяла бы определять такие критерии, как «количество детей с особыми потребностями в одной группе, срок их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».
Публикация «Проблема социальной адаптации, инклюзивного обучения дошкольников с НОДА» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Инклюзивное образование
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы – дошкольные образовательные учреждения должны иметь коррекционную литературу, которая необходима при организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Возникает необходимость в вариативной методической базе обучения и воспитания, которая позволит учителям применять различные методы и средства работы, в том числе специальную педагогику.
Следующая и, наверное, самая серьезная проблема – это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с ней проблема финансирования. К сожалению, многие детские сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп именно потому, что возникает необходимость приобретения дополнительных учебных пособий, специального оборудования, включающего специальные стулья с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки, тактильные панели, а также необходимы средства для организовать безбарьерную среду и т.
В рамках реализации инклюзивной модели еще одной проблемой является отсутствие опыта и психологической готовности у педагогического состава принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычную группу детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, воспитать у взрослых непредвзятое отношение к «особенному» ребенку, умение принять его наравне с другими членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, аудиологов и др., но организация полноценного коррекционно-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями в состоянии здоровья возможна только при слаженной совместной работе всех специалистов.
И, наконец, важной проблемой является отношение родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к внедрению инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Со стороны родителей «особенных» детей часто возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особенного ребенка и перспективы его развития, а просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему необходимо решать в тесном сотрудничестве родителей, педагогов и специалистов дошкольного образования.
Родители обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями; они боятся, что присутствие в группе ребенка с ограниченными возможностями может навредить их собственным детям. Но ни для кого не секрет, что отношение детей к особенным детям во многом зависит от отношения к ним взрослых. Поэтому необходима работа с родителями, направленная на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного образования и включения родителей в жизнь дошкольных образовательных учреждений.
Но несмотря на все проблемы, зарубежный и отечественный опыт показывает, что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и самостоятельности, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению взглядов. по отношению к ним, учит здоровых детей видеть других как равных, независимо от их особенностей, быть более терпимыми и прививать уважение к людям с ограниченными возможностями.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что для того, чтобы работа имела положительные результаты необходимо:
1. создавать условия для воспитания и обучения детей со специальными потребностями;
2. воспитатели должны проходить специальную подготовку для работы с такими детьми;
3. детям со специальными комплексными потребностями (тяжелыми и множественными нарушениями) должны выделяться помощники – воспитатели;
4. работа педагогов должна координироваться и направляться координаторами по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Литература
1. Бурмистрова Н. И. Как вы относитесь к совместному обучению детей с различными стартовыми возможностями? // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» - 2011.-№ 10.-с. 56-60.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под ред. Т. Н. Гусевой. - М. : Центр «Школьная книга», 2010.