Жилкина Мария
Проблема одиночества в детском возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема одиночества в детском возрасте
Одиночество – это сложный психологический процесс, который сопровождается различными эмоциональными переживаниями и представляет собой важную составляющую психоэмоционального развития.
Существует два вида одиночества — физическое и психологическое. Физическое одиночество нормально : ребенок рождается и сразу учится жить и приспосабливаться к жизни. Физическое одиночество обусловлено самой природой, так как каждый человек учится самостоятельному существованию с самого рождения.
Публикация «Проблема одиночества в детском возрасте» размещена в разделах
Как правило, физическое одиночество – это не выбор, а скорее обстоятельство. Связь ребенка с миром в первую очередь устанавливается через его родителей, особенно через мать. Поэтому физическое одиночество может возникнуть, когда маленький ребенок остается один, без общества родителей. Чувство и переживание такой связи имеет решающее значение для развития ребенка, для формирования его психики и дальнейших важных личностных качеств, коммуникативных и социальных навыков.
Переживание физического одиночества одному, по мнению Э. Фромм может быть очень тяжелым, а в сочетании с моральным одиночеством может создать чувство замкнутости и одиночества. Данный автор также утверждает, что эмоциональное благополучие и чувство самосознания ребенка особенно в раннем возрасте во многом зависят от его матери.
Физическое одиночество может переживать младенец, оставленный мамой, пусть даже на короткое время. Физическое одиночество становится естественным при взрослении ребенка, когда он начинает оставаться без мамы, например, проводит иногда время с бабушкой, появляется этап детского сада, а потом учится быть дома одному. Для развития человека необходимо умение быть одному и некоторое время проводить в одиночестве.
Психологическое одиночество — действительно сильный феномен, который сейчас повсеместно наблюдается и постоянно омолаживается. Ребенок уже в детском саду может чувствовать себя одиноким, потому что его не принимает коллектив, его не понимают, не поддерживают.
Ребенок также может ощутить психологическое одиночество, когда он лишен ласки, заботы, внимания, а его эмоциональные требования не удовлетворяются. Когда ребенка не понимают, не признают, не слышат и не ценят, это также может привести к чувству одиночества. Поэтому семья, в которой проживает ребенок, часто вносит значительный вклад в проблему одиночества ребенка. Переживание чувства одиночества у ребенка чаще всего выявляется при работе с психологом. Причем сами родители приводят ребенка к психологу, если у него появляются проблемы с поведением и обучением.
Одинокими часто чувствуют себя дети, родители которых много работают, и дети вынуждены часто оставаться дома одни, причем сейчас появляется тенденция оставлять дома одних детей все меньшего возраста. Если физическое одиночество дети приучаются переживать, то психологическое одиночество в наше время очень часто пытаются заглушить гаджетами, которые дети получают в свои руки довольно в раннем возрасте. Однако постоянное пользование гаджетами не приносит нужного результата, и дети рано или поздно начинают ощущать себя одинокими и никому не нужными.
Одиночество могут переживать и дети, чье общение со сверстниками не задалось. В детском саду бывает так, что ребенку трудно найти друзей, но еще сложнее эта проблема проявляется у школьников. Когда ребенок ощущает отвержение от сверстников, он начинает чувствовать себя одиноким, возникает негативное эмоциональное состояние, душевная боль. В детстве одиночество, вызываемое отвержением сверстников, влечет за собой такие последствия, как снижение самооценки, потому что, чувствуя социальную изолированность, ребёнок начинает ощущать себя «не таким как все», хуже других, тем самым теряя надежду, что когда-то найдет себе друзей.