Каюмова Анна Михайловна
Консультация «Проблема одаренности в сфере общения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
«Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Публикация «Консультация „Проблема одаренности в сфере общения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
«Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности». (А. В. Петровский)
«Общением называется сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека». (М. И. Станкин)
Анализ даёт возможность подойти к пониманию того, что общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения.
Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся, обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг
друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по
общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого,
подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и
ни с чем сообщенным ему не разберется. Таким образом, в едином
процессе общения можно условно выделить три стороны:
коммуникативную (передача информации, интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).
В психологическом словаре понятие общение характеризуется как -взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п., обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. (В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков)
Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.
Следует отметить, что в совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т. е. ус-танавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т. д. Здесь общение выступает как часть деятельности, как важнейшая ее информативная сторона, как коммуникация (общение первого рода).
Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение как коммуникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается, и уже деятельность выступает как часть, необходимая предпосылка общения.
Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.
Рассмотрим подробнее коммуникативную сторону процессе общения.
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. (Е. В. Андриенко)
А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский подразделяют коммуникацию на: вербальную и невербальную.
Вербальная коммуникация. Речь - это вербальная коммуникация, т. е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.
Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.
Невербальная коммуникация. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.
Таким образом, коммуникация – процесс сложный, его невозможно сразу охватить целиком, оставаясь при этом на позициях науки.