Тамара Кошкина
Проблема по приобщению детей к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.
Книга должна как можно раньше войти в жизнь ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, ежедневную потребность в общении с ней.
Публикация «Проблема по приобщению детей к чтению» размещена в разделах
Формирование читающего ребенка – одна из актуальнейших проблем современности. Однако в детском чтении наблюдается противоречивая ситуация: с одной стороны, исследователи констатируют, что детское чтение находится в состоянии кризиса, с другой – подчеркивают новые возможности для развития личности ребенка средствами массовой информации, Интернета, притом, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит именно через интернет и телевизор.
Приобщение к чтению детей должно проводиться не только в детском саду на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
Теоретико-методологической базой исследования являются идеи развития эстетического восприятия учёных Выготского, Запорожца, Флёриной, Жуковской; теоретические основы организации детского чтения Зеленко; методические вопросы приобщения дошкольников к книге Карпинской, Гурович, Гриценко и др.
дети неохотно откликаются на предложение послушать знакомые и новые произведения, не просят повторить прочитанное. С трудом включаются в процесс восприятия и не всегда способны внимательно дослушать текст до конца, слушают примерно 5 минут. Пересказывают содержание произведения только с опорой на иллюстрации и по вопросам взрослого. На вопросы, связанные с анализом текста, отвечают с трудом, не видят связи между причиной поступка героя и наступившими последствиями. С трудом заучивают стихи, неохотно читают их на публике. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен недостаточно ярко. Участие в играх, основанных на тексте художественных произведений, принимают редко. Литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности практически не используют.
Так как же заинтересовать детей? Детям можно предложить новые игры на формирование интереса к художественным произведениям: дидактические «Раз-два-три – картинку поверни и сказку расскажи», шнуровки с героями сказок и др.
Кроме этого, в книжном уголке организовывали для всех детей специальные игры, задания и упражнения:
- Рассматривание иллюстраций.
- Сочинение загадок, построенных на сравнении и отрицании.
- Разыгрывание знакомой сказки при помощи предметов-заместителей.
- Занимательные игры с книгами, например: Рассмотреть книгу с точки зрения математики: книга объемная, а лист плоский; форма книги и листа прямоугольная; обложка толстая, а лист тонкий; Придумать рассказ от лица книги по алгоритму с использованием карточек-схем для описания предметов и др. Такая работа подразумевает неоднократное обращение к книге, прочитывание произведения, хорошее знание его содержания.
Играть и в сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин», «Рукавичка», «Поездка в театр».
Организовать в группе мастерской по ремонту книг «Книжная больница». Дети могут сами подбирать книги, которые необходимо починить. Во время совместного труда они вспоминают и содержание книг и правила обращения с книгой.
Рассказывая о своей любимой книге, ребенок старался заинтересовать ею других детей.
Проблема детского чтения в настоящее время является составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература и отношение детей к процессу чтения, что требует осмысления, поиска новых форм по приобщению детей к процессу чтения.