Климова Дарья
Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников в научной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Совершенствование дошкольного образования основано на гуманизации всех отношений: ребенок-ребенок, ребенок-воспитатель, ребенок-родитель и т. д. Переход к системе образования, ориентированной на ребенка, делает проблемы воспитания человеческого достоинства и сохранения здоровья приоритетными. Ведь они решаются в процессе общения - сегодня это возможность для человека выжить: сохранить свое здоровье, свою психическую целостность, обеспечить возможность развиваться.
Публикация «Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников в научной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование коммуникативных умений дошкольников - это сложный процесс изменения и становления их отношения к себе, окружающим людям (взрослым и сверстникам, нормам и правилам поведения, характеру деятельности и миру в целом, основанный на обогащении способов получения, переработки и передачи информации.
Психологические основы общения разработаны в исследованиях А. Б. Добровича, Е. Н. Ильина, А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной и другие. Педагогические основы общения нашли отражение в работах А. А. Бодалева, В. А. Кан-Калика, А. Ц. Курбанова, Ф. М. Рахматулина отмечают, что оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания индивида, служит самоопределению личности, без которого человек выпадет из общей деятельности и окажется вне человечества, потерянным и беспомощным.
Л. С. Выготский выдвинул идею о решающей роли общения в психическом развитии ребенка. Он неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека - это совокупность внутренне перенесенных человеческих отношений, которые стали функциями личности и формами ее структуры. Его исследования подчеркивают взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» в психологическом развитии детей [4].
Как отмечается М. И. Лисиной, о решающей роли общения говорят как минимум три группы факторов, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1- Группы факторов направленные на решение роли общения
Ребенок «становится человеком только путем присвоения социального и исторического опыта человечества в процессе общения со старшими, живыми носителями этого опыта». Основные определения представлены в таблице 1.
Таблицы 1- Основные определения общения
Термин Характеристика
Общение это - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый различными потребностями и предполагающий обмен информацией, совместное принятие решений, восприятие и понимание другого человека [М. И. Рожков];
- взаимодействие между двумя (или более) людьми с целью согласования и объединения их усилий для установления отношений и достижения общего результата [А. Ю. Клыбин].
Предмет общения это - другой человек, партнер по общению как субъект [А. Ю. Клыбин].
Потребность в общении это - заключается в стремлении человека познать и оценить других, а через них и с их помощью познать и оценить самого себя [М. И. Лисина].
Коммуникативные мотивы это - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны быть воплощены в качествах самого человека и других людей, с целью познания и оценки которых человек взаимодействует с другим человеком [А. А. Бодалева].
Действия общения это - единица коммуникативной деятельности, целостный акт, обращенный к другому человеку и направленный на него как на объект [Б. Д. Парыгин].
Задачи общения это - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой [Б. Д. Парыгин].
Средства общения это - операции, с помощью которых осуществляются и действия общения [М. И. Лисина].
Продукты общения это - материальные и духовные образования, созданные в результате общения [М. И. Лисина].
По данным M. И. Лисина, подход к общению как к деятельности имеет ряд преимуществ перед рассмотрением его как определенного поведения, взаимодействия или набора условных реакций человека на сигналы другого человека: «Развитие, как филогенетическое, так и онтогенетическое, уже не сводится к умножению коммуникативных операций или появлению новых средств обмена информацией и контактов : напротив, изменения такого рода сами адекватно объясняются трансформацией коммуникативных потребностей и мотивов»[14].
А. Н. Леонтьев предложил концептуальную структуру деятельности представленную на рисунке 2.
Рисунок 2- Концептуальная структура деятельности
Исходя из этого, коммуникативные умения в педагогике и психологии рассматриваются как операциональный компонент деятельности.
М. И. Лисина отмечает, что общение для ребенка - это «активное действие», с помощью которого он стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить эмоционально окрашенные отношения с другими людьми и согласовать свои действия с действиями окружающих, удовлетворить свои материальные и духовные потребности.
В сфере общения со взрослыми различает экспрессивно-мимические, предметно-действенные и вербальные средства, которые появляются постоянно, через значительные промежутки времени.
В контактах со сверстниками ребенок использует те же три категории, и в начале формализации общения, то есть в возрасте трех лет, он уже практически владеет ими. Автор отмечает, что у детей младшего дошкольного возраста доминирующее положение занимают экспрессивные и практические операции, но в более позднем дошкольном возрасте речь выходит на первый план и занимает позицию доминирующей коммуникативной операции [2].
М. И. Лисина и А. Г. Рузская выделяет последовательные формы общения детей со сверстниками - эмоционально-практическую, ситуативно-коммерческую, внеситуативно-коммерческую, каждая из которых характеризуется определенными параметрами (содержание потребности в общении, основной мотив, основные средства общения). Форма общения характеризует изменения в содержании коммуникативной деятельности дошкольников, обусловленные развитием жизнедеятельности ребенка. Наблюдается увеличение отрыва общения от других видов взаимодействия дошкольников с детьми, направленности их деятельности только на сверстника как субъекта, внеситуативности общения, чувствительности к влияниям сверстников, гибкости контактов с ними и важности общения с равным партнером среди других видов взаимодействия с ними.
Исследование Р. К. Терещука определяет параметры коммуникативной деятельности дошкольников представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Параметры коммуникативной деятельности дошкольников
Социальная чувствительность -это способность ребенка воспринимать и реагировать на влияние партнеров по общению.
Коммуникативная инициатива- это способность обращаться к партнеру по собственной инициативе, желая поощрить общение, восстановить контакт или прекратить его.
Эмоциональное отношение формируется индивидуально для каждого ребенка, основывается на опыте взаимодействия с ним и характеризует степень готовности и нюансы содержания [14].
Л. Х. Галигузова, Е. О. Смирнова, изучая общение детей со сверстниками, выделили характерные особенности их контактов. Таким образом, авторы отмечают, что первой отличительной чертой контактов со сверстниками является высокая эмоциональная интенсивность. Разговоры детей со взрослыми более спокойные, без излишней экспрессии, тогда как разговоры со сверстниками сопровождаются резкими интонациями, криками, визгом, смехом. У дошкольников почти в десять раз больше выразительных выражений лица и подчеркнуто ярких выразительных интонаций - от выраженного негодования до бурной радости.
Второй особенностью контактов дошкольников является нерегулярность детских высказываний, общих фраз и речевых шаблонов. Разговаривая друг с другом, дети используют слова, сочетания слов и звуков, неожиданные и непредсказуемые предложения, проявляя тем самым свою индивидуальность и творческую самостоятельность [2].
Третьей отличительной особенностью общения дошкольников является преобладание высказываний над реактивными. В результате разговор, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит сам по себе, не слушая партнера, в то время как ребенок всегда поддерживает инициативу и предложения взрослого, старается ответить на его вопросы, продолжает начатый разговор, предпочитает слушать, чем говорить сам.
Четвертой отличительной чертой является богатство цели и функции коммуникации. Общение со сверстниками гораздо богаче: тут и контроль действий партнера (чтобы показать, как можно и как нельзя, и контроль его действий (чтобы вовремя подсказать, и навязывание своих шаблонов (чтобы заставить его сделать именно так, и совместная игра (чтобы вместе решить, как играть, и постоянное сравнение с самим собой (я могу, а ты)[1].
По мнению авторов, общаясь со сверстниками, ребенок приобретает такие коммуникативные навыки, как умение притворяться, выражать обиду (специально не замечать, не реагировать, фантазировать (представлять себе что-то необычное, нереальное).
Так, при общении со взрослыми ребенок учится говорить, слушать и понимать другого, приобретать новые знания, а при общении со сверстниками - выражать себя, контролировать другого, вступать в различные отношения.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом в развитии общения, что обеспечивается целенаправленным формированием коммуникативных навыков. Дети старшего дошкольного возраста являются субъектами коммуникативной деятельности, активными ее носителями. Появление добровольности в управлении собственным поведением в общении позволяет им формировать коммуникативные компетенции.
В определении «умение» нет единого мнения. Умение определяется и как самый базовый уровень выполнения действия, и как мастерство человека в данной деятельности.
Некоторые ученые рассматривают умение как неполную компетентность, а компетентность - как действие, выполняемое на более высоком уровне (Е. Н. Кабанова-Меллер, К. Н. Корнилов, А. М. Левитов и др.).
В исследованиях других ученых умение представлено как предрасположенность к выполнению действия (З. И. Ходжава, Е. И. Бойко, К. К. Платонов).
В психологических и педагогических исследованиях вопрос о соотношении понятий «умение» и «навык» решается неоднозначно. В педагогике и частных методиках ведутся споры о том, является ли обучение навыкам первичным или вторичным по отношению к развитию навыков. Исследователи различают первичные, элементарные или начальные навыки и вторичные, продвинутые, совершенные или обобщенные навыки. Первые являются отправной точкой для формирования навыков, вторые формируются на основе навыков и включают их атрибуты.
Общение - это сознательная, инициативная и самостоятельная деятельность, поэтому оно требует творческих, а не репродуктивных навыков. Она предполагает умение ориентироваться в коммуникативных ситуациях и качествах партнера, осознанно подходить к планированию коммуникативной деятельности и в каждой конкретной коммуникативной ситуации выбирать соответствующие средства. Поэтому коммуникативные умения целесообразно классифицировать как комплексные и обобщенные умения.
В психолого-педагогической литературе существуют различные определения коммуникативных умений. Основные из них представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные характеристики понятия «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе
Автор Характеристика
Е. В. Сеченова «качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимальном профессиональном уровне»;
О. И. Киличенко «составным структурным компонентом личности учителя, выражающим его способность управлять общением детей и отношениями с ними»;
Н. М. Косова «называет их способностью управлять своей деятельностью в условиях коммуникативных задач»;
В. Д. Ширшов «понимает их как комплекс коммуникативных компетенций»;
С. Л. Рубинштейна, Б. Теплова «отражение коммуникабельной способности».
А. В. Мудрик основывает свою классификацию на умении ориентироваться в партнерах, ситуациях и деятельности и в качестве основных умений, которыми должны овладеть старшеклассники, выделяет следующие:
a) способность ориентироваться в партнерах - объективно воспринимать окружающих людей - понимать их настроение, характер, читать выражение их поведения, давать правильную оценку другим, находить правильный стиль и тон общения;
б) умение ориентироваться в коммуникативных ситуациях - знать правила общения, устанавливать контакты, вписываться в существующую ситуацию;
в) умение сотрудничать в различных видах деятельности - коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно их выполнять, анализировать и оценивать достигнутое.
Наибольший интерес для нас представляют исследования по формированию коммуникативных умений старших дошкольников. Опора на эти исследования поможет нам определить направления формирования коммуникативного умения дошкольников, определить их структуру и содержание [1].
Структура коммуникативных умений является сложной, высокоуровневой и включает в себя простейшие элементарные навыки. Элементарные коммуникативные навыки переходят от знаний к компетенции через сознательное повторение. Это приводит к формированию более сложных, т. е. более высокого уровня навыков [2].
В операционном плане эти компетенции основаны на навыках. Они включают в себя простые умения, основываются на них и развиваются из них. Коммуникативные умения являются частью коммуникативных компетенций и конкретизируют их своим содержанием.
На основании вышеизложенных теоретических положений Л. Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений : в группу входят:
- умения вступления в процесс коммуникации (выражение просьб, приветствий, поздравлений, приглашений, вежливое обращение, дружеская беседа);
- умения ориентироваться в партнерах, ситуациях общения (начало разговора со знакомым и незнакомым человеком, соблюдение правил культуры общения в отношениях со сверстниками, учителем, взрослыми, понимание ситуации, в которой находятся коммуниканты, намерений, мотивов общения;
- умения соотносить вербальных и невербальных средств общения (использование слов и знаков [5].
В группу регулятивно-коммуникативных умений входят умения согласовывать свои действия, мнения, отношения с потребностями сверстников (автономный и взаимный контроль учебной и трудовой деятельности, обоснование задач и операций, выполняемых совместно в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий, умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общается (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответственности).
Группа аффективных и коммуникативных умений основана на :
- умения разделять чувства, интересы и настроения с партнером по общению;
-проявлять чуткость, отзывчивость, эмпатию и заботу по отношению к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение другого.
Значительный вклад в развитие теории коммуникативного умения как фактора психологической подготовки к школе внесла М. Г. Маркина. Она разработала показатели коммуникативных умений для школьного обучения и признаки их проявления, которые подчеркивают коммуникативные умения :
-умение вести конструктивный диалог:
-умение слушать партнера и адекватно понимать смысл того, что он говорит;
-способность находить противоречия и слабые места в аргументах партнера и конструктивно обсуждать их;
-способность преобразовывать собственное мышление в логически последовательный синтез, который может быть понятен другим.
Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве :
-умение конструировать образ «Я» на основе согласования собственных и чужих представлений о себе;
-умение создавать «образ партнера» по коммуникации;
-умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия.
Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:
-умение находить тему и планировать ход предстоящего общения;
-умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их на практике;
-умение избегать возможные конфликты в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения.
Таковы основные подходы педагогов и психологов. Как видно из их характеристики, коммуникативные умения понимаются как индивидуальные качества или структурные компоненты личности ребенка, тесно связанные с речевой деятельностью.
Коммуникативные умения - это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовке ребенка к общению.
Таким образом, коммуникативные умения включают знания, базовые навыки, умения, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления действий, соответствующих коммуникативной ситуации.