Софьина Ольга Андреевна
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками
Старший возраст.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Именно поэтому дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу ее неутраченной открытости души наиболее важен для формирования дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Вопрос нравственного воспитания, а именно формирования у детей дружеских отношений стоит остро в наше время, так как общение людей друг с другом заменила техника, интернет, социальные сайты и т. д. Поэтому задача формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками актуальна на данном этапе развития детей.
Публикация «Опыт работы по социально-коммуникативному развитию „Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
При планировании и организации работы мы использовали теоретические исследования и практические материалы О. Л. Князевой, Л. М. Щипициной, Е. О. Севостьяновой и других педагогов и ученых, которые представлены в следующих методических пособиях:
1. Е. А. Алябьева"Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". 2. Л. М. Щипицина, О. В. Защиринская и др. «Азбука общения».
3. Е. О. Севостьянова «Страна добра: социализация детей 5-7 лет»
4. О. Л. Князева «Я – ты – мы».
5. Р. С. Буре, М. В. Воробьева и др. «Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников».
6. Л. Васильева – Гангус. "Азбука вежливости".
7. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»
Опираясь на богатый материал по данной теме, а так же учитывая индивидуально–психологические особенности, мы построили систему работы по формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Работа построена по тематическому принципу.
Основными ее темами являются:
1. «Что такое дружба» (содержание этой темы предполагает знакомство детей с этически ценными формами и способами поведения в отношениях с другими людьми, формирование навыков общения и обеспечение комфортного существования в среде сверстников)
2. «Я и мы» (тема направлена на формирование и закрепление представлений о том, что все люди разные; познакомить с этическими понятиями: вежливость–грубость, правда– ложь, щедрость–жадность, милосердие–жестокость, сострадание–равнодушие, отзывчивость – черствость)
3. «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги» (в ходе работы по этой теме идет закрепление имеющихся знаний о дружбе, укрепление дружеских отношений, формирование умения договариваться, помогать друг другу)
Каждая тема раскрывается в разных формах образовательной деятельности:
в режимных моментах, НОД, самостоятельной деятельности, во взаимодействии с семьей.
Для реализации наших задач мы использовали следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод мы использовали во время:
- рассматривания иллюстраций к произведениям С. Михалкова «Бараны», В. Осеевой «Плохо», «Три товарища», «Строитель», Н. Носова «Фантазеры», «Приключения Незнайки и его друзей»;
- рассматривания иллюстраций к пословицам («Добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь – уже не вернешь», «Нет друга – ищи, а нашел – береги»)
- нравственной и этической бесед, сопровождая их наглядным материалом (иллюстрации к беседам «Не выйдет из жадины хорошего друга», «Если добрый ты – это хорошо», «Добро и зло»);
- использования условных графических изображений (беседы о настроении и эмоциях);
- рассматривания альбомов группы «Очень дружно мы живем», «Мы растем», и т. д.
Словесный метод
- чтение художественной литературы (А. Барто «Я лишний», В. Степанов «Добрый котик», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»);
- чтение пословиц и поговорок о дружбе ( подбор пословиц и поговорок по теме: «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают», «Доброе дело – правду говорить смело»)
- размышлялки (оценка позитивных и негативных поступков героев произведений О. Буцень «Мамины помощницы», И. Гурина «Жадный мышонок», Е. Благинина «Подарок»);
- мирилки;
- нравственная и этическая беседы («Хорошие товарищи», «Почему нельзя дразниться»)
- анализ жизненных и игровых ситуаций (рассказ детям про хорошие поступки сверстников во время режимных моментов, на прогулке, на которые они не обратили внимания, обязательно дать положительную оценку);
- обсуждение проблемных ситуаций;
- моделирование нравственных ситуаций («Умей уступить и вовремя помочь товарищу»);
- моральное стимулирование; позитивная оценка, одобрение, подкрепление, убеждение
- чтение стихотворений о дружбе;
- чтение произведений юмористического содержания (Г. Остер «Вредные советы», рассказы Н. Носова)
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя («Как жить дружно без ссор», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»);
- вопросы («Как бы вы оценили этот поступок?»);
- составление рассказов детьми по иллюстрациям «У кого какое настроение», «Школа вежливости» и т. д.
- разучивание песен о дружбе («Песенка-чудесенка», «Песенка дружбы», «Настоящий друг»)
Практический метод мы использовали в работе, когда необходимо было
- провести игры (cтроительные, дидактические, подвижные, малоподвижные и др.);
- оформить альбомы по тематике работы;
- организовать конкурсы, викторины («В дружбе наша сила». «По страницам книг о дружбе»);
- провести экскурсии, походы различной направленности;
- организовать с родителями «День открытых дверей», «День добрых дел»;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий – карты – схемы, знаки;
- организовать выставки рисунков детей по теме «Мой друг».
Все эти методы мы используем в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности, работе с родителями. Создали необходимую предметно-развивающую среду.
Задачи по воспитанию дружеских взаимоотношений решаются не только в рамках ОО «Социально- коммуникативное развитие», но и в процессе реализации содержания других образовательных областей.
В ходе реализации задач мы учитываем психические особенности развития ребёнка 6-го года жизни и активно вместе с родителями осуществляем работу по формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.