Наталья Фокина
Проблема формирования интереса детей к занятиям спортом
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что именно в раннем возрасте формируются двигательные навыки, прививается любовь и интерес к спорту.
Главной задачей, которая стоит перед педагогами, является укрепление и сохранение здоровья детей, в процессе их воспитания и обучения.
Я хочу привести несколько аргументов в пользу занятий физкультурой.
Первый аргумент, в раннем возрасте занятия физкультурой и спортом позволяют освободить энергию, которая зачастую просто переполняет ребенка.
Публикация «Проблема формирования интереса детей к занятиям спортом» размещена в разделах
Второй аргумент, ребенок, который занимается спортом, развивает свое внимание, учится концентрироваться на каком-то одном деле, развивается самодисциплина. Спорт - это постоянная работа над собой, а иногда даже борьба с ленью. И пусть пока ребенок этого не осознает, но задатки дисциплины в нем развиваются уже сейчас.
И третий, по моему мнению очень важный аргумент- это то, что ребенок развивается физически. Исправляется осанка, укрепляются мышцы, улучшается сердечно - сосудистая система, а так же общая координация движений.
В настоящее время, современные дети малоподвижны, меньше играют в подвижные игры из-за того, что очень привязаны к телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.
Изменения, которые происходят в жизни страны, несомненно сказываются и на подходе к образованию. В материалах Министерства образования России «Управление системой образования: проблемы и решения» отмечается: «Дошкольное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации досуга (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает девиантное поведение, решая проблему учебы и занятости детей».
Большое количество проблем в воспитании, может решаться посредством активной спортивной деятельности детей, и поспособствует этому, заинтересованность в такой деятельности с самого детства.
Проблемой формирования интереса детей к спорту занимались многие педагоги. Хочется выделить работы следующих авторов: Р. Ф. Кабирова, К. А. Матвейчук, Г. И. Щукиной, В. С. Быкова и др.
Значение роли физической культуры в формировании и развитии социально активной личности признается специалистами педагогики физической культуры (В. К. Бальсевич [2], Л. Д. Глазырина [4], Виноградов П. А. [3], и др.)
Как отмечает О. В. Головин, движение – естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение также оказывает существенно влияние на развитие интеллекта ребёнка [5].
Интерес детей дошкольного возраста к физической культуре должен строиться на единстве целей, задач, средств, форм и методов работы, с учетом всех особенностей детей и должен быть направлен на всестороннее физическое развитие ребенка.
Тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Известный теоретик Ю. К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:
1. Укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
2. Формирование двигательных умений и навыков.
3. Развитие основных двигательных качеств.
4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
5. Воспитание воли, смелости и дисциплины.
6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
7. Привитие организационных навыков [1].
Физическое воспитание и спорт были определены президентом России в качестве одного из приоритетных направлений развития государственной политики. "Спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики, это можно сказать определенно", - заявил глава государства на совещании по развитию детского спорта.
Чтобы воспитать здоровую нацию и будущих спортсменов, детям еще в дошкольном возрасте необходимо прививать любовь к спорту. Для решения задач по физическому воспитанию, в дошкольных используются наглядные пособия: изображения олимпийской символики, кубки-награды победителей, фотографии спортсменов; проводятся беседы о спорте, спортивные мероприятия, в которые привлекаются и родители, разработаны содержания сказок, и др.
Хочется так же отметить, что дошкольные организации нуждаются в квалифицированных педагогах по физической культуре. Так как они являются немаловажной частью в формировании интереса детей к занятиям спортом. Специалист по физической культуре должен уметь реализовать целый ряд оздоровительно-воспитательных и образовательных задач. Также он должен уметь работать не только с педагогами ДОО, но и с медицинским персоналом, проводя совместную работу, направленную на физическое развитие ребенка.
Чтобы воспитать детей физически здоровыми и развитыми, необходимо уже с раннего дошкольного возраста задумываться о физическом развитии своего ребенка.
В приобщении ребенка к спорту и физической культуре, очень большую роль играет личный пример его родителей. Дети с большим удовольствием начинают заниматься, если рядом с ними занимаются их же родители. В совместных семейных занятиях спортом, скрываются огромные возможности и для воспитания, и для улучшения отношений в семье. Физические занятия делают родителей и детей более раскрепощенными, увеличиваются доверительные отношения в семье.
Нередко дети испытывают дефицит общения с родителями. Во-первых, спорт - это та сфера, где этот дефицит уменьшается, во-вторых, именно здесь Вы всегда будете образцом для ребенка. Эмоции, полученные при занятиях физической культурой и спортом, всегда позитивные и принесут огромную радость и пользу Вам и Вашему ребенку.
Поэтому чаще выбирайтесь всей семьей на стадион, в бассейн, или просто на прогулку. Вовсе не обязательно останавливаться на каком-то одном виде спорта, меняйте их в зависимости от сезона. Важно, чтобы Ваш ребенок ощутил радость движения, привык к умеренным нагрузкам и физкультура стала естественной, а главное — приятной частью его жизни.
Чтобы занятия спортом были эффективными – они должны нравиться ребенку. Поэтому не стоит ориентироваться на собственные мечты или близость расположения спортивной секции от дома. В первую очередь нужно прислушаться к желанию ребенка.
Походы в секцию должны приносить обязательно радость и удовольствие, конечно же, без трудностей не обойтись в процессе становления маленького спортсмена, но именно они и закаляют характер.
Мы часто повторяем, все мы разные, все мы индивидуальны. Конечно это так. И, выбирая детскую спортивную школу или секцию для своего ребенка, обращайте внимание и на его характер. Тихому ребенку может и не захотеться групповой активности, а жаждущему быть в центре внимания, подвижному, эмоциональному, возможно, захочется зрелищности действия. Но в любом случае детский спорт - это хорошо.
Чем скорее ребенок осознает необходимость своего приобщения к физической культуре, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
Спорт не просто укрепляет иммунитет и организм ребенка, но и максимально занимает его свободное время, а это предотвращает опасные детские шалости.
Так что детский спорт - это отличная помощь для поиска себя, ресурса и гармонии.
Все в наших руках. Так давайте же вместе с Вами обеспечим светлое будущее нашим детям, воспитаем здоровую нацию и здоровое поколение.
Как говорил известный русский педагог, Василий Александрович Сухомлинский : «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого».
Список литературы:
Бабанский Ю. К. Педагогика [Текст] – М. : Просвещение, 1988. – 221 с.
Бальсевич В. К. Ваши дети [Текст] : Кн. : Для родителей. / В. К. Бальсевич – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 157 с.
Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] / П. А. Виноградов - М: Физкультура и спорт, 1999. – 91 с.
Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования [Текст] / Л. Д. Глазырина – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 144 с.
Головин О. В. Организация двигательного режима детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] : Методические рекомендации / О. В. Головин – Новосибирск, 2000. – 31 с.