Татьяна Турчанинова
Конспект занятия «Про трех китов, на которых держится музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по музыкальному воспитанию
по теме «Про трех китов, на которых держится музыка»
Программные задачи:
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
Публикация «Конспект занятия „Про трех китов, на которых держится музыка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня)
Рассказать о композиторе Д. Б. Кабалевском.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель :
Сегодня я расскажу вам о замечательном композиторе и педагоге Дмитрии Борисовиче Кабалевском.
Д. Б. Кабалевский музыку, которую знают во всем мире. Он очень любил детей, прилагал много сил для того, чтобы они узнали и почувствовали красоту музыки, полюбили её. Дмитрий Борисович Кабалевский создал для детей песни, марши, музыкальные картинки. А чтобы помочь детям заинтересоваться музыкой, научиться слушать её, Д. Б. написал много книг. Одна из них называется «Про трёх китов и про многое другое». В ней он написал, что давным-давно люди не знали, что Земля круглая. Вот и придумали, будто Земля – это огромная круглая тарелка, окруженная со всех сторон океаном. И придумали тогда, будто держится Земля на спинах трёх китов.
Сейчас нам эта сказка-легенда кажется смешной, правда, ребята? А ведь когда-то люди всерьёз верили в существование «трёх китов», как верили и многим другим сказкам и легендам, заменившим в те давние времена науку, настоящие знания.
Но сейчас мы с вами говорим о музыке. Так при чём здесь легенда про «трёх китов»?
А вот при том, что в музыке есть свои «три кита». И это вовсе не сказка.
Так что же это за «киты»? И почему их три, а не два и не пять?
«Три кита – это три основные, очень важные, широко распространённые, три основных жанра музыки, три основных типа музыки.
Давайте с ними познакомимся, хоть я уверена, что вы с ними отлично все знакомы.
- Вот послушайте: Я сыграю вам сейчас незнакомую пьесу, а вы, внимательно послушав, скажете мне – что это за музыка, каков её характер, тип этой музыки. Только дослушайте её до конца.
Звучит «Походный марш», музыка Д. Кабалевского.
Музыкальный руководитель :
- Какой характер у этого музыкального произведения?
( Ответы детей: бодрый, чёткий, маршевый)
- Что можно делать под эту музыку? – Шагать, маршировать.
- Так как можно назвать эту музыку? – Марш.
- Правильно, ребята! Ну, конечно же, это марш. Это первый наш «кит».
- Давайте послушаем ещё два отрывка.
Звучит «Вальс», музыка Р. Рождественского.
«Полька», музыка белорусская народная мелодия.
Музыкальный руководитель :
- Дети, какая музыка звучала вначале?
Ответы детей: легкая, нежная, плавная
- Что можно под неё делать? – танцевать.
- А как можно под неё танцевать? – плавно кружиться.
- Как можно назвать такой танец? – Вальс.
- А какая музыка по характеру звучала после?
( Ответы детей: звонкая, веселая, радостная, игривая, танцевальная)
- Что можно под неё делать? – танцевать.
- А как можно под неё танцевать?
Ответы детей: Скакать, прыгать, хлопать в ладоши.
- Как называется этот танец? – Полька.
Музыкальный руководитель : Правильно, ребята, конечно это танцы.
Танец – это второй наш «кит».
- Послушайте ещё один отрывок и определите, к какой области музыки он относится?
Звучит отрывок песенной мелодии «Ой, вставала я ранёшенько», музыка русская народная песня
Музыкальный руководитель : Теперь, пожалуйста, назовите нашего третьего «кита» (ответы детей).
- Ну, разумеется, песня. Это вы все услышали и почувствовали. Песня – это третий наш «кит». Вот видите, как вы, оказывается, хорошо знакомы с тремя «китами». Три «кита» это три жанра музыки : марш, танец, песня.
- Назовите три «кита», три основных жанра музыки (ответы детей)
Проводится музыкально – диагностическая игра «Марш, танец, песня»
Цель: Развивать представления об основах жанра музыки, способность различать марш, танец, песню.
Материал: карточки по числу детей с изображением марширующих, танцующих, поющих детей.
Рефлексия: Сколько жанров музыки вы знаете?
Назовите, какие это жанры?
- Чем отличается песня от марша? (танец от песни, вальс от польки)
- Почему вальс и полька объединяются одним словом – танец?
Музыкальный руководитель : Песня, танец и марш – три кита в музыке – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан. Они присутствуют повсеместно в музыкальном искусстве : в симфонии и опере, в хоровой кантате и в балете, в джазовой и народной музыке, в струнном квартете и фортепьянной сонате. Даже в повседневной жизни «три кита» постоянно рядом с нами, не зависимо от того, обращаем мы на это внимание или нет.