Дина Шрейдер
Про дифференциальную диагностику и аутизм
▼ Скачать + Заказать документы
В работе дефектолога возникают моменты, когда специалист усомнится, какой синдром он видит. Например, аутизм и сенсорная алалия требуют чёткого разграничения, ибо нарушения разные в своей основе, и требуют принципиально разного подхода в коррекции. Давайте немного об этом поговорим. Мы помним, что при любом уровне аутизма и сенсорной алалии будут отмечаться одинаковые черты: стереотипии, зацикленность на действиях, словах, вещах, эхолалии при наличии речи, эмоционально-волевые проявления весьма скудные и не к месту. Эмоции людей не считывают, не реагируют или реагируют не в тему.
Публикация «Про дифференциальную диагностику и аутизм» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Теперь отличия. Возьмё м общение: при алалии коммуникация есть. То есть, ребёнок стремится разделить свои эмоции, впечатления, желания, мысли с другим человеком. Любым доступным способом (показывает рисунок, постройку, несёт игрушку, жалуется на обидчика, не просто плачет, а именно жалуется взрослому, и всё такое, и неважно, посредством речи или невербально). Может быть замкнутость при богатом опыте взаимонепонимания, но если постараться, ребёнок откликнется. Указательный жест будет. Если не будет, научим. При аутизме мы увидим, что ребёнок не привлекает внимания к своим эмоциям, состояниям, интересующим предметам, а привлекает внимание только к своим текущим потребностям (например, берёт за руку и показывает, что надо ему достать, включить, налить, убрать и т. п. Показать рисунок, принести игрушку, чтобы вместе поиграть, указать на обидчика - это нет). И это не коммуникация. Указательного жеста не дождёмся. Будет просто движение в нужном направлении, взгляд туда, а не на взрослого. Взрослый - это не собеседник, не субъект общения, а кнопка, манипулятор. При аутизме к тому же нарушена социальная критичность, то есть, ребёнок может буквально не слезать с рук, обнимать, что-то говорить людям, пойти, куда поведут, или не пойти, не отличая своих от чужих. При алалии система "свой-чужой" работает нормально.
Речь. Много отличий, например, при аутизме базово нарушена прагматичная сторона речи. Когда реакции на обращённую речь отсутствуют или неадекватны (вы спрашиваете, ребёнок не отвечает, или отвечает невпопад, или отвечает отсроченно, просите - он не делает, или делает не то, или только с подкреплением, или только в этой обстановке, когда ребёнок не говорит с вами, а "выступает с монологами на своей волне", если речевой. Но похожая реакция на обращённую речь может быть и у сенсорного алалика, особенно тяжёлого.
Игра - при аутизме страдает опять же базово. Есть манипуляции, есть деятельность, могут быть последовательности игровых действий с предметами, но развития игры нет. Может быть даже распад имеющихся наборов действий. У сенсорных алаликов попытки будут, хотя сложности с развитием подражания тоже тормозят развитие игры, но совсем игру всё же не исключают.
К слову, симптоматика аутизма заметна с трёх месяцев жизни. Алалии - не раньше двух лет. Беседуя с родителями, собирая анамнез, помним и об этом.
Когда есть сомнения, предстоит смотреть и думать.
Учимся, учимся и ещё раз учимся.