Елизавета Морева
Консультация «Как прививать ребенку основы дружбы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дружба имеет огромное значение для развития и самочувствия человека. Друзья поддерживают друг друга, расширяют кругозор и выводят на новые рубежи. Они дарят нам радость бескорыстного искреннего общения, сочувствия, единства, игры. Уже более 75 лет в Гарварде идет исследование о том, как развиваются люди во взрослом возрасте, и теперь ученые могут с уверенностью сказать: на качество жизни и ее продолжительность, на состояние здоровья больше всего влияют хорошие отношения, которые человек поддерживает в течение жизни. Если ты умеешь заботиться и принимать заботу, радостно общаться, дружить – то будешь жить долго и счастливо. В общем-то, мы и так это знали, но теперь получаем научное подтверждение. Так что помочь малышу научиться дружить, строить добрые связи, налаживать благодатный обмен с людьми – очень даже важно
Публикация «Консультация „Как прививать ребенку основы дружбы?“» размещена в разделах
При этом стоит держать в уме одно обстоятельство в отношении детей и дружбы. Маленький ребенок – заслуженный эгоист, и это нормально! Он смотрит на мир как на игровую площадку, а себя ощущает сияющим пупом земли. Постепенно он растет, развивается, открывает для себя странное обстоятельство, что другие люди – любят и защищают прежде всего самих себя, а не его (и это не всегда приятное открытие). Он проникается волшебной возможностью – сочувствовать другому и ценить другого. Так постепенно человек развивается и зреет. К сожалению, преодоление детской эгоцентрической позиции случается не со всеми и не всегда, некоторые люди так и застревают в инфантильном эгоизме на годы и десятилетия. Это печально и страшно неудобно, особенно для близких, это тормозит развитие самого человека и преодолевается с трудом. Так что лучше помочь ребенку постепенно выходить из эгоистических оболочек еще до взросления, и дружба здесь будет очень полезна.
Зачем нужна дружба?
Можно ли обойтись без друзей? Для большинства людей нет. Недаром в народе говорят, что дружба придаёт силу, уверенность, очищает души. С кем, как ни с другом, за чашкой вкусного чая или ароматного кофе, можно обсудить свои проблемы, поделиться сокровенными мыслями и мечтами, а иногда просто помолчать вдвоём.
Большинство людей не приемлет одиночества, да и в современном обществе невозможно полностью изолироваться от социума, закрыться в своей скорлупе. Даже у самого закрытого человека бывает хоть один человек, которого он может назвать другом.
Когда у человека есть один настоящий друг, он уже сказочно богат. Ещё великий Цицерон сказал, что ни водой, ни огнём мы не пользуемся так часто, как дружбой. А ещё говорят, что друзей много не бывает.
Почему так происходит, зачем людям нужны друзья? Всё очень просто
Каждому человеку требуется чьё-то внимание, поддержка, забота. Кому, как ни другу или подруге можно доверить свои сокровенные мысли и тайны, с кем же ещё можно обсудить обстоятельства и события, происходящие в жизни? Кто, как ни друг или подруга могут искренне порадоваться успехам и достижениям, посочувствовать в горе и дать мудрый совет?
Как прививать ребенку основы дружбы?
Разговаривать с ребенком в таких случаях нужно спокойно и доброжелательно, не стыдить и не ругать. Правила хорошего поведения лучше объяснять на конкретных примерах, придуманных или взятых из жизни. Детям нравится, когда им так преподносят информацию, она так лучше воспринимается и запоминается.
Естественно, что одного такого разговора будет недостаточно. Может быть, придется неоднократно возвращаться к какой-то конкретной теме и оговаривать ее с ребенком. На примере историй из жизни или книг, или просмотренных мультиков, обсуждать сложившуюся ситуацию с другими детьми.
Совет! Никогда не заставляйте ребенка делиться игрушками и уж тем более не обзывайте его жадиной, если он этого делать не хочет. Он имеет право не хотеть отдавать свое и родители должны относиться к такому его решению уважительно.
Частично можно надеяться на детский сад и школу. Но только частично. Да, вроде бы и в детском саду, и в школе (например, в “продленке”) есть возможность свободной игры, но где уверенность в том, что в таком небольшом замкнутом коллективе найдется партнер для дружбы вашему ребенку. Ну а присмотр взрослого человека с целью обеспечения безопасности детской дружбы нужен. Стоит максимально исключить возможность попадания вашего ребенка под дурное влияние. Однако есть родители, которые принимают слишком активное участие в детской дружбе. Если им кажется, что что-то в дружбе не вяжется с их представлениями, то они пытаются навязать ребенку свое мнение. Это неправильно. Психологи отмечают неосознанное подражание родителям. Поэтому вам нужно было бы просто демонстрировать качественную дружбу на своем примере, но не навязывать варианты ребенку. Только взрослые могут показать, как можно относиться к друзьям, как разрешать возможные конфликты, как помогать друзьям. Все эти детали постепенно отложатся в мозгу у ребенка.
Кстати о деталях
Обратите внимание на то, что детская дружба может быть представлена отдельными навыками, которым можно обучать целенаправленно
Вот примерный перечень навыков, которые можно развивать:
умение знакомиться,
понимание как начать и закончить разговор,
как попросить о помощи и предложить ее,
как делиться и проявлять заботу о другом,
как поблагодарить и принять благодарность,
как оставаться одному, чтобы не чувствовать зависимость от дружбы.
Наблюдая за детской дружбой, родители не должны забывать о возможных неприятностях и конфликтах, которые могут возникать. Психологи подчеркивают, что такие явления, как разочарование друзьями, ревность, разрыв отношений не стоит драматизировать. Более того, эти явления “в малых дозах” полезны для укрепления духа и лучше было бы пройти этап становления в доподростковом возрасте, когда отношения между детьми еще находятся в более или менее спокойном состоянии.
Настоящая детская дружба в коллективе : учим детей дружить
Для долгосрочных дружеских отношений в коллективе важно уметь проявлять не только дружелюбие и доброжелательность, но и быть способным отстаивать свои интересы, не разрушая при этом приятельских отношений. Быть приветливым и добрым — замечательная позиция или установка для начала отношений, но для долгой дружбы этого, к сожалению, недостаточно.
Невозможно радоваться друг другу бесконечно. Невозможно иметь одинаковые желания, одинаковые стремления, одинаковые мнения обо всех событиях, явлениях и предметах и пребывать благодаря этому в идиллическом состоянии слияния. Разность во взглядах обязательно породит спор, разность в потребностях приведет к необходимости их обозначить и отстоять. С одной стороны, это простая истина, с другой — непреодолимый барьер для многих отношений, и не только детских
Самый сложный этап в развитии любых союзов (любовных, дружеских, детско-родительских) — это осознание, что твой партнер, хотя и схож с тобой во многом, является отличным от тебя существом, и многое в его видении не совпадает с твоей точкой зрения. Принятие этого различия делает отношения более глубокими и интересными — такими, когда есть место не только дружескому киванию головой, но также противоречиям и спорам. На этом этапе происходит соприкосновение двух разных миров, понимание и принятие их различий. Как показывает практика, научить ребенка дружить без понимания и признания различий между людьми, без уважения к чужим потребностям невозможно. Без этого основой отношений может стать только нездоровое слияние. А оно, в свою очередь неизбежно ведет к обидам — нас обманули! — или чувству вины из-за того, что мы не оправдали ожиданий другого.
Как же научить ребенка дружить со сверстниками, быть всегда желанным членом детского коллектива? Помощью в прохождении этого сложного этапа в отношениях станут умение уважать чувства и желания другого, а также навыки установления и отстаивания своих приоритетов. Причем отстаивать, имея в арсенале одни комплименты и доброжелательные улыбки, не выйдет. Так что нужно дать ребенку дополнительные модели поведения, которые помогут сохранить и дружбу, и его собственную индивидуальность.
Умение дружить прививайте ребенку с детства
Уважаемые взрослые, воспитывайте в детях еще с маленького возраста чувство дружеской любви, желание оказывать помощь другому, искренность и добропорядочность. Учите их на своих примерах, как нужно уважать и доверять, дружить и бережно относиться друг к другу.
В качестве практического занятия, родители могут помочь выучить ребенку стихотворение о дружбе или составить рассказ о своем лучшем друге. Прочитав эту статью вместе с ребенком, спросите, есть ли у него такой человек, которого он считает настоящим другом, если да, то пусть он попробует вам рассказать, что их вместе связывает, что его в нём привлекает. На такие вопросы малыш с удовольствием станет отвечать, если все организовать в виде игры, например, можно сказать, что вы репортер из газеты и хотите взять у него интервью. Можно предложить поиграть в другую игру, где взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает. Например, Друг это тот В зависимости от возраста младшего участника этой игры, ответы могут приблизительно такими: тот, с кем можно помолчать, поплакать и посмеяться. тот, кто всегда выслушает в трудную минуту и поможет тебе. тот, кто останется верным тебе даже тогда, когда отвернутся от тебя все. тот, кто поймёт тебя лучше всех, даже если ты будешь молчать. тот, кто примет тебя со всеми твоими минусами и недостатками. тот, кто всегда скажет тебе правду, даже если она тебе не понравится. тот, кто простит тебя за то, за, что простить не сможет никто другой. Другом можно назвать того человека, который без слов понимает, что с тобой происходит. Дружеские отношения могут быть очень разными и многосторонними и все её аспекты нам не рассмотреть.
Если ребенок жалуется на то, что в детском саду с ним никто не дружит
Он жалуется, что с ним никто не дружит, или это вам кажется, будто дружеские отношения с ребятами какие-то не такие, будто ваш малыш позволяет собой управлять?
Что происходит? Над ним смеются? Возможно, опасаясь отказа, он, не отдавая себе в этом отчета, плохо обращается с другими? Он робок или агрессивен?
– Поговорите с ребенком о сложившемся положении так, чтобы он мог объяснить, что именно его огорчает или чем он недоволен. Обычно дружеские отношения — зеркало личности ребенка, но с возрастом они эволюционируют. – Содействуйте встречам вашего ребенка с ровесниками, обладающими тем же, что и у него, типом личности. – Вы можете приглашать детей в дом (например, на день рождения ребенка, чтобы малышу было легче с кем-то подружиться, однако сопротивляйтесь его желанию пригласить сразу всю группу: количество в этом случае отнюдь не переходит в качество.
Ребенок хочет брать с собой в детский сад игрушки, считая, что так легче завести друзей.
К четырем-пяти годам дети уже понимают, что дружба — это умение отдавать и принимать.
Дети часто меняются игрушками, и тут очень важно, чтобы это был именно обмен. Когда один ребенок говорит другому : «Если не отдашь мне вот это, не буду с тобой дружить!» — речь идет не о дружбе, а о начале вымогательства, рэкета.
Объясните ребенку, что так нельзя, что это не дружба, каждый человек должен знать, что друзей не покупают.
Что делать если Вам кажется, что ребенок одинок?
Склонность играть в одиночестве у трех-четырехлетнего ребенка, то есть в том возрасте, когда поиск партнеров по игре — процесс естественный, стихийный, настораживает. А какие игры предпочитает ваш малыш? Почему он не стремится к общим играм?
– Понаблюдайте за поведением вашего ребенка в компании других детей
Может быть, он их побаивается, опасается, что ему сделают больно, что с ним будут жестоки? Подавлен ли он, просто опечален или это начало депрессии? Поговорите с ребенком, чтобы попытаться его понять.
– Обратите внимание воспитателей на поведение ребенка в группе. Заметили ли они, что ваш малыш любит одиночество, или не видят этого за его умением слушаться и прилежанием в любом деле?
– Как и тогда, когда ребенок был младше, вы можете сами создавать ему возможность встретиться с другими детьми, но ни в коем случае нельзя заставлять его «завести друзей»!
Взрослые способны сделать много полезного, помогая встречаться детям со схожими индивидуальностями или общими интересами.
– Если ваш ребенок проявляет склонность к одиночеству, эту склонность надо уважать. Единственные дети, как правило, умеют играть или заниматься чем-то в одиночестве, и страдания ребенка от того, что у него нет братьев и сестер, чаще всего придуманы взрослыми. Спокойный ребенок предпочтет не раствориться в коллективе, а изобрести себе лучшего друга.