Екатерина Малых
Приёмы обучения и овладения элементами игры в мини-футбол детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я представляю Вам опыт работы нашего детского сада по обучению старших дошкольников элементам мини-футбола.
Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых методов и приёмов работы и необходимости создания оптимальных условий для развития дошкольников.
Публикация «Приёмы обучения и овладения элементами игры в мини-футбол детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Содержание образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на формирование у детей начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни.
Футбол как специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а также формирования социально значимых личностных качеств детей.
У нас есть для обучения детей все условия :
1. Оборудованный всем необходимым физкультурный зал. Имеется оборудование, которое легко может быть использовано, как в зале, так и на улице.
Оснащение внешней территории ДОО позволяет детям играть в любую погоду.
2. Увлеченный инструктор по физической культуре.
3. Накопленный опыт работы по обучению детей элементам мини-футбола.
4. Многолетний опыт сотрудничества со Спортивной школой поселка Кумены, конкретно с тренером по мини-футболу Зыкиным Сергеем Ипатовичем. Организация доступа детей к спортивному пространству школы.
5. Огромное желание воспитанников учиться играть в мини-футбол.
Обучая детей элементам футбола мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Познакомить с игрой футбол, историей ее возникновения.
2. Учить правильному ведению мяча, приёмам с мячом, показать важность правильной техники для достижения конечного результата.
3. Учить играть по правилам, командами, ориентировать на достижение конечного результата, учить забивать мяч в разные углы ворот.
4. Развивать силу, координацию, глазомер; формировать самостоятельность в двигательной деятельности, умение сосредоточиваться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.
Работа по реализации поставленных задач была построена таким образом, что основная деятельность детей в первый год обучения проходила на занятиях, в спортивном зале детского сада. Второй год обучения дети больше времени занимаются в Физкультурно-оздоровительном комплексе, под руководством тренера Спортивной школы.
В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения.
Последовательное решение конкретных задач по обучению техническим приёмам футбола представляет собой определённую систему взаимодействия педагога и ребёнка, в которой нами условно выделены три этапа.
1 этап:
• Заинтересовать игрой. Создать у детей представление об игре в футбол.
В прошлом году педагогами детского сада был разработан образовательный проект «Футбол – мой любимый вид спорта!», который мы представляли на районном методическом объединении. Он успешно реализуется на первом году обучения дошкольников спортивной игрой. Здесь ребята знакомятся с историей возникновения спортивной игры – футбол, с названием инвентаря для игры (ворота, мяч, футбольное поле, с правилами безопасной игры.
Знакомство с футболом интегрировано во все образовательные области.
Та же на первом этапе мы ставим перед собой задачи:
• Обучить удару ногой по мячу.
Удары по мячу ногами составляют основу техники игры.
В первую очередь обучаем детей удару носком, так как он самый доступный для дошкольников. Выполняется по неподвижному или катящемуся мячу с места или с разбега.
Затем обучаем удару внутренней стороной стопы.
Упражнения дети должны выполнять как правой, так и левой ногой. Обучение технике проводится постепенно путем усложнения условий выполнения движений. Например, удар по мячу надо проводить в такой последовательности: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после его остановки, удар по мячу, движущемуся навстречу, и, наконец, следует переходить к изучению удара при движении самих занимающихся. Начинать обучение ведению мяча лучше всего с ведения по прямой на бегу. Скорость бега при этом постепенно увеличивается.
По мере того, как дети овладевают этим действием, можно переходить к обучению ведения по дугам, зигзагами, с обводкой стоек. Наконец, следующий этап – это обучение ведению мяча при сопротивлении противника. Ведение мяча совершенствуется в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре в футбол.
На последующих занятиях дети овладевают действиями с мячом (прицел, разбег, удар, отрабатывают навык по мячу в ворота, на дальность. Каждое занятие имеет определенную структуру, так вводная часть включала в себя тематическую беседу, дети осваивали разные виды ходьбы и бега, перестроение. Основная часть состоит из общеразвивающих упражнений с мячом с использованием разных исходных положений и основных видов движений. Именно в этой части дети отрабатывали и совершенствовали свою технику. Заключительная часть включала в себя игру малой степени подвижности.
На занятиях мы работали над четким соблюдением правил игры в футбол и технике безопасности. Детям ни в коем случае не разрешалось бить по воротам, пока там находился другой ребенок, не разрешалось бить мячом в товарища. За каждое нарушение ребенок наказывался - пропускал свою очередь удара по воротам. Первые два, три занятия нужно было постоянно напоминать детям о правилах, но уже на последующих занятиях дети сами начали контролировать себя и друг друга.
На первых занятиях нередко наблюдались технические ошибки. Например, при ведении мяча или удара по воротам дети допускали следующие ошибки:
- били не тем местом стопы, вели мяч, неаккуратно сбивая поставленные на пути предметы;
- ударяли по мячу не с той силой и поэтому, иногда мяч не долетал до ворот;
- неправильно совершали замах ноги перед ударом и поэтому теряли равновесие.
На 3 этапе воспитанник регулярно посещают физкультурно-оздоровительный комплекс, где с ними занимается тренер спортивной школы.
На этом этапе проводятся товарищеские матчи. С детьми дошкольного возраста проводится упрощенный вариант игры в футбол (на площадках меньших размеров и с меньшим числом игроков в командах). Игра продолжается 30 мин. Время игры делится на две половины по 15 минут с пятиминутным перерывом. В конце игры проводится малоподвижная игра (продолжительностью 3-5 мин) с целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.
Дошкольникам необходимо знать элементарные правила игры в футбол :
• - перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон или начального удара. Мяч ставится на землю в центре поля;
• - игроки команды стремятся забить как можно больше голов в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры;
• - футбол - игра двух команд, и в каждой команде - до 5-7 игроков, один из которых капитан;
• -соблюдение правил игры и продолжительность матча контролирует судья;
• -мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот, а также во время игры были соблюдены все правила;
• -в футболе все действия с мячом игроки выполняют ногами;
• -правом брать мяч в руки обладают вратарь и игрок, выполняющий вбрасывание;
• -футбол — игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением, несмотря на дух соперничества и желание победить.
Некоторые ребята дополнительно посещают секцию по мини-футболу в вечернее время. К ребятам в гости приходят выпускники прошлых лет, те, кто продолжают занятия футболом в Спортивной школе, рассказывают как проходят занятия в спортивной секции, в каких спортивных турнирах уже участвовали и каких успехов добились вчерашние дошкольники.
Мы гордимся победами наших выпускников на областных соревнованиях.
Таким образом, обучение элементам игры в футбол способствует освоению техники выполнения сложно-координационных движений, отдельных тактических комбинаций, требующих проявления взаимодействия воспитанников, выдержки, решительности, смелости. А, так же воспитывает чувство коллективизма, взаимопомощи.