Юлия Валерьевна Соколова
Приёмы коррекции слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает
её.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье.
Следует отметить тот факт, что нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.
Публикация «Приёмы коррекции слоговой структуры слова» размещена в разделах
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Огромное значение для правильного воспроизведения слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова подвержены искажению чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.
В коррекционной работе по данной проблеме можно использовать такие методы и приёмы как :
• объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава;
• медленное, послоговое проговаривание слова;
• пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;
• многократное повторение в ходе отработки.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и развитие всех компонентов речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Это и подтолкнуло меня подобрать и систематизировать такой практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы
преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и параллельно с этим развивать все компоненты речевой системы, привлекая родителей к активному участию в коррекционной работе.
Подобранные задания помогут справиться с недостаточной сформированностью грамматических категорий, например таких как:
-употребление существительных единственного и множественного числа родительного падежа («Чего (кого) не стало)
-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных («Назови ласково»);
- согласование числительных с существительными («Назови 2 (5) таких же предмета»);
- образование притяжательных прилагательных («Скажи, чья (чьи) это?», «Назови, чьи предметы?» и т. п.);
- употребление существительных единственного и множественного числа творительного и предложного падежа («За чем мы пойдём в магазин?», «О ком спросим у работника зоопарка?» и т. п.);
- употребление глаголов 1 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени («Скажи, что ты делаешь?», «Покажи и скажи, что ты будешь делать?» и т. п.);
-образование относительных прилагательных («Назови какой») и т. п. ;
А также развивать связную речь, например, учиться правильно строить предложения из двух и более слов при ответе :
Взрослый: Что это?
Ребё нок: Это духи.
Взрослый: Чьи духи?
Ребё нок: Мои духи.
Взрослый: Где пятно?
Ребё нок: Пятно на пальто.
Взрослый: Чего у тебя нет?
Ребё нок: У меня нет букетика.
Взрослый: За кем мы будем наблюдать?
Ребё нок: Мы будем наблюдать за хомяками.
Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.
Например, в игровом упражнении «Отгадай что это?», ребёнку необходимо по определё нным существенным признакам узнать тот или иной предмет:
Взрослый: Круглый, масляный, румяный - это что? Ребё нок: Блин.
Взрослый: Крепкий, острый, птичий - это что? Ребё нок: Клюв и т. п.
Наряду с этим дети выполняют задания, где умело, применяют свои сенсорные умения и навыки, стимулирующие работу нервных окончаний, например, параллельно с обрабатыванием грамматических категорий и решением логических задач детям предлагается закрашивать предметы, подобрав нужный цвет.
При соотнесении слова с картинкой у ребёнка развивается нагляднообразное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.
Работа по исправлению слоговой структуры слова приносит положительные результаты в работе. Дети:
-овладевают умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава;
-у детей развивается фонематическое восприятие;
-преодолеваются лексико-грамматические трудности;
-совершенствуется зрительное и слуховое внимание;
-нормализуется речевое и физиологическое дыхание;
-активизируется и обогащается словарный запас;
-развивается грамотная речь, мышление, память
-формируется важнейшие качества личности, такие как
самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, ответственность.
У детей появляется уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет им в общении со сверстниками взрослыми.