Людмила Харчева
Приёмы и методы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Приёмы и методы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа
№7 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской
области».
Приёмы и методы стимулирование речевой деятельности у детей
дошкольного возраста на музыкальных занятиях. (Из опыта работы)
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Публикация «Приёмы и методы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Харчева Людмила Николаевна.
г. Дубна
2023г.
Приёмы и методы стимулирование речевой деятельности у детей
дошкольного возраста на музыкальных занятиях. (Из опыта работы).
Модернизация дошкольного образования в связи с введением ФГОС
предусматривает построение образовательного процесса с принципом
интеграции образовательных областей.
Интеграция способствует развитию познавательных процессов,
позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей, и
конечно целесообразна для активизации речевой деятельности.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих
различные речевые нарушения. И как же музыкальная НОД помогает
развитию речевой деятельности?
1. Первое - это конечно развитие чувства ритма. Для выработки чувства
ритма используется также метод «вербального эквивалента», т. е. усвоения
ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка, собственное имя и т. д.
Материалом могут служить цвета (педагог называет цвет, а ребёнок его
оттенок уже «пропевает», можно усложнить: на одном звуке, на восходящем
или нисходящем движении звуков). Материалом также могут послужить имена.
Например: педагог предлагает ребенку своё имя пропеть ласково и придумать
ритмический рисунок. (Усложнение - простучать на музыкальном
инструменте).
Используем игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно
воспроизводится ребенком.
2. В НОД я постоянно использую речевые и музыкальные игры,
пальчиковую гимнастику. Все упражнения проводятся по подражанию или
объяснению. Речевой материал предварительно не разучивается. Это
стимулирует ребёнка не только правильно произносить сопровождающий
текст к тому или иному движению, но и координировать, согласовывать
произносимый текст с движением, стараться быстро его запоминать.
(Наприрмер Тексты к разучиванию движений, (Тексты к пальчиковым
играм, (тексты к музыкальным играм).и. т. д.
3. Согласование текста и звучание инструментов так же применяется для
стимулирование речевой деятельности дошкольников. Это так называемое
«Поэтическое музицирование». (оркестр шумовых инструментов).
Музыкальный руководитель :
Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас, друзья, море достижений.
2
Участники озвучивают стихотворение «Ночь».
- Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели (трещотка).
- Подпевали половицы: «Нам не спится, нам не спится!» (маракасы)
-Ставни чёрные дрожали, и окошки дребезжали (звенит бубенцы).
- И забравшись в уголок, печке песню спел сверчок (треугольник.).
( Вариации: играем четвертями, восьмыми, и четверть с восьмой, или
наоборот.)
В таких упражнениях совершенствуется не только чувство ритма, но и
владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля и стимулируется
речевая активность.
Весна (Г. Ладонщиков)
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня. (маракасы шумят)
Тёплый ветер дует с юга, (шумофон из песка)
Капли падают звеня. (треугольник)
Солнце землю нагревает, (металлофон)
Гонит с нашей речки лёд. (барабан)
Тает баба снеговая (треугольник)
И ручьями слёзы льёт. (металлофон)
Теперь перейдем к приёмам, используемые в пении для стимулирования
речевой деятельности.
1. Поем молча.
Упражнение «Испорченная пластинка».
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно
сопровождается пение ритмическими хлопками.
Выделенная строка поется вслух, а не выделенная про себя.
В траве сидел кузнечик, (вслух)
В траве сидел кузнечик, (про себя) и. т. д.
Совсем как огуречик,
Зелененький он был.
Представьте себе, представьте себе
Совсем как огуречик
Представьте себе, представьте себе
Зелененький он был.
3
Пение по фразам. Пение по рядам, пение цепочкой, пение мальчики- девочки.
(Предложить всё пропеть).
Данные приёмы способствуют развитию произвольного внимания, функций
контроля и самоконтроля за своими действиями, за пением, и конечно за
речью.
4. Следующий метод стимулирования речевой деятельности : Развитие
песенного творчества детей,
Игра «Пчела» (Играем летом).
Цель: вызывать интерес к сочинительству текста и мелодий разных по
настроению, добиваться выразительных песенных импровизаций.
Ход игры:
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и поют:
«Целый день спешит пчела, у нее с утра дела.
На полянку за медком, а потом в пчелиный дом»
Дети останавливаются, обращаются к «пчеле» :
«Пчелка, пчелка, пожужжи, о себе нам расскажи,
Пчелка, пчелка пожужжи о себе нам расскажи»
По окончании песни Пчела исполняет песенную импровизацию.
7)Хорошим методом стимулирования речевой деятельности являются «Песни
-сочинялки», они формируют навыки создания творческого продукта с
помощью текста и мелодии. (песни или мелодии).
На первоначальном этапе детям предлагается «досочинять» мелодию на
заданный текст. (См. программные сборники).
Музыкальный руководитель :
«Можем спеть про всё на свете:
Как резвятся, пляшут дети,
Как зимою снег идёт,
Как в саду цветок растёт,
Как козёл ест лист капустный,
Как нам радостно и грустно,
Спеть про солнышко и дождик,
И про пуговицу тоже –
Мы про всё, что захотим,
Тотчас песню сочиним!»
4
Проводится беседа (о чём может быть песенка, о чём детям хотелось бы
придумать свою песенку). Если дети, затрудняющимся в выборе темы, можно
выбрать карточку-подсказку, игрушку и. т. д.
М. Р: Сегодня хочется придумать песню про блин, так как совсем скоро у нас
будет Масленица.
Играет мелодию и предлагает детям в конце каждой фразы исполнять
слово «Блин». Как вы думаете, получилась у меня песня? (Нет).
Предлагает дошкольникам придумать остальные слова. Это должны быть
слова определения.
Подбираются прилагательные к слову «блин» : вкусный, румяный,
круглый, масляный, ароматный, мягкий, сладкий, приятный и т. д. Затем
согласовываем два слова, и в конце строку добавляем слово «блин» в ритм
музыке. (Меняя направление мелодии поступенно вверх и вниз, мы сочиняем
песенку).
Вкусный и румяный блин!
Сладкий и приятный блин,
Масляный и круглый, блин!
Мягкий и горячий блин!
В процессе этой игры у детей формируются умения и навыки подбирать
образные определения, укладывать слова в ритм музыки. Развиваются основы
стихотворного творчества.
8. Нельзя не сказать о методе составления синквейна для активизации
познавательной деятельности и развития речи.
Муз. рук. : Ребята, сегодня мы с вами послушаем произведение известного
русского композитора П. И. Чайковского. Послушайте его и скажите как оно
называется (фрагмент).
Дети: Март.
Муз. рук. : Из какого цикла это произведение?
Дети: Времена года.
Муз. рук. : Послушайте еще раз фрагмент этого произведения и назовите
музыкальные инструменты, которые вы узнаете.
Дети: Скрипка, виолончель, труба, барабан, треугольник, контрабас…
Муз. рук. : Вы услышали много инструментов, какие это инструменты?
Дети: Струнные, духовые, ударные…
Муз. рук. : Что они делают?
Дети: Звучат, играют, звучат …
Муз. рук. : Скажите ваше отношение к услышанному.
Дети: Нам понравилась эта музыка.
5
Муз. рук. : Подведем итог: что звучало в целом?
Дети: Симфонический оркестр.
Вызвать ребенка и по наводящим вопросам составить с ним белый стих:
Муз. рук. : У нас звучали? Ребенок: Инструменты
Какие? Струнные, духовые, ударные…
Что делают Звучат, играют, издают звуки…
Отношение? Мне понравилась эта музыка.
В целом. Симфонический оркестр.
(Посмотреть материалы более конкретно, восстановить открытие
занятия).
9. Ещё для стимулирование речевой деятельности у детей дошкольного
возраста на музыкальных занятия необходима мышечная мышечная свобода.
Движения в Играх и танцах выполняемые в сопровождении текста. (Мы
сейчас пойдем направо…1.2.3., а потом пойдем налево, 1.2.3…
«Монологическая речь».) Что это дает детям? Слияние текстовой фразировки с
музыкальными фразами способствует правильному интонационному
построению предложений в монологической и диалогической речи ребенка.
Пример диалогического построения взаимосвязи с персонажем в игре.
Игра «Дед мороз и дети»
А я вестра сильного натущу…
10) Далее мы переходим к Танцетерапии.
Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Раскрепощают ребенка, способствуют достижения мышечной свободы
конечно танцы. (Если ребенок имеет мышечную зажатость, то и речь у него
развивается не по возрасту).(Логопедические дети).
«Тетя Весельчак», «Как положено друзьям…»
Именно танцевальная деятельность является необходимым условием для
раскрепощения ребенка в направлении формирования овладения своим телом,
и формировании так называемой мышечной свободы.
11. Следующий метод работы на стимулирование речевой деятельности - это
автоматизация звуков.
Большой интерес у детей вызывают хороводы, а именно они и способствуют
закреплению и автоматизации звуков, например:
Примером может послужить хоровод «Как зима с весною повстречалися», где
после каждого запева идет двойное повторение начала в припеве, или «Во
поле береза стояла», «Как пошли наши подружки». и. т. д.
6
Игра «Звуковой хоровод».
Встали дети в хоровод
И пошел кружить народ.
Где же звук, определите
И движеньем покажите.
• Под музыку я произношу слова со звуком «х» : если этот звук стоит в начале
слова, то мы идем хороводным шагом по кругу; если в середине слова, то мы
сходимся к центру круга; если в конце слова – расходимся.
Слова: халва, хвастун, ухо, мех, хвоя, муха, хоровод, сухари, пух, холод, ход,
сахар, хлопушка, хулиган, петух, выход, стих, художник, лопух, хитрец, горох,
птаха, хамелеон, пастух, хозяйка.
Опыт моей работы и результативность использования в практике
традиционных методов таких как : пальчиковая и дыхательная гимнастики,
логоритмика, выявил возможность способов вариативности традиционных и
нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика и кинезиология.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с
вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете
использовать в своей работе.
Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по
развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия –
сила, пластика - движение. Биоэнергопастика (наши игры со словом)
направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что
способствует активизации естественного распределения биоэнергии в
организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка
улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается
мелкая моторика рук и соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие
биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив педагога.
Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение
выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения
детям предлагается опустить руки и расслабиться.
Упражнение для языка «Бегемот»
- упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;
7
Упражнение для языка «Улыбка» -
пальцы сжаты в кулак;
Упражнение для языка «Трубочка» -
пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;
Упражнения «Улыбка» и «Трубочка»
чередовать 2-3 раза.
Упражнение «Конфетка» :
языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем
слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем
слева. Затем включается вариативность. Правая щека, левая рука, и наоборот.
Одновременной движение руки и языка, Язык рисует на правой щеке, рука
левая рисует круги и. т. д.
Упражнение «Часики» :
рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от
одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными
движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое
упражнение. (Затем наоборот).
«Пау, паучина» - пропеваем.
Упражнение «Толстячок» :
надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5
удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза.
«Дятел»
- Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
(На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони
левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой
ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы,
отчётливо произнося звук «д-д-д-д»)
8
- Это дятел на сосне
(Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку
поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым
кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо
произнося «д-д-д-д»)
- Долбит клювом по коре.
А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?
Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данного
упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного
аппарата с движениями рук.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые
двигательные упражнения. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг,
хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных
философских системах древности. Так, философская система Конфуция
демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и
развития ума. Искуснейший врач Гиппократ, также пользовался
кинезиотерапией. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том,
что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические
упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.
Известно, что старение организма начинается со старения мозга.
Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему
телу.
Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций
мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы
двух полушарий коры головного мозга. При выполнении упражнений, у
ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к
центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность
отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и
дополнить её движением руки, тела, взглядом.
Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами
кенизиологии:
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
9
(Пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
(Трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
(«Моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,
(Поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем.
(Гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
(Скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(Каждый палец зажимаем в кулачке)
Музыкальный руководитель :
Спасибо. Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий
головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в
развитии речи детей.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, сегодня вам была продемонстрирована вариативность
использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития речи
детей. Данные приёмы успешно используются в нашей работе и можно с
10
уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на
речевое развитие детей, что подтверждают результаты диагностики.
Таким образом, можно сделать вывод, что на музыкальных занятиях, усилиями
музыкального руководителя и воспитателя можно реализовывать
логопедические задачи: автоматизировать звуки, развивать координацию
движения и речи, укреплять мелкую и общую моторику, развивать творческое
воображение и фонематический слух.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны –
устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает
функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию,
артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы
запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Наша память сохраняет из 100% информации:
10% из ста того, что мы слышим;
50% из ста того, что мы видим;
90% из ста того, что мы делаем