Светлана Орел
Привлечение родителей к социально-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально- нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.
Публикация «Привлечение родителей к социально-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
В федеральных государственных требованиях кроме организованных форм образовательной деятельности педагогов и специалистов с детьми выделяются формы организованной деятельности с родителями и воспитанниками. Они включают не только традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями дошкольников, но и возможности самоорганизации детско-родительского коллектива в процессе реализации тех форм, в которых обычно принимали участие только дети. Это не просто сближает детей и родителей, а формулирует установки на взаимопонимание, создает условия для косвенного сравнения - глазами других детей и родителей - потенциалов воспитания и обучения в семье и детском саду. Это чрезвычайно важно для эффективной воспитательно-образовательной работы по социально-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Во время проведения подобных форм работы важно учитывать этическую сторону затрагиваемой темы,потому что многие воспитанники растут не только в полных, но и в неполных семьях. Необходимо,чтобы ребенок из неполной семьи не испытывал ущемленности, психологического дискомфорта. Поэтому воспитатель должен стараться подобрать рассказы и сказки о большой и маленькой семье, подчеркивая, что главное - отношение между ее членами.
В формировании образа семьи незаменимы истории, где раскрываются социальные роли мужа и жены, отца и матери, дедушки и бабушки. Мать в народных сказках предстает перед детьми как нежная, ласковая, способная преодолевать любые трудности, чтобы защитить своих детей. Примером сказочного повествования, где народом создан именно такой образ матери, может стать сказка "Белая уточка ".
В дальнейшем, сотрудничая с педагогом-психологом и педагогом дополнительного образования, можно провести целый ряд тренингов детско-родительских отношений, связанных с формированием положительных черт характера у детей. При этом целесообразно воспользоваться методическими разработками Л. П. Стрелковой, С. Г. Якобсон и других авторов. Например, в книге "Уроки сказки" Л. П. Стрелковой есть очень много интересных приемов эмоционального и нравственного воспитания дошкольников в процессе совместного чтения книги родителями и детьми.
После вовлечения детей и родителей в разного рода обучающие педагогические ситуации, связанные с интеграцией различных видов индивидуальной и совместной деятельности, можно переходить к организации самостоятельных игр дошкольников и взрослых, так как играть современным родителям намного сложнее, чем обучать и воспитывать детей.
На что при этом следует обратить внимание родителей? На то, что игра может быть использована как средство активизации процесса личностного роста, социально-личностного развития детей. Она способствует формированию умения самостоятельно познавать мир. Это важно для родителей, ориентированных преимущественно на познавательно-речевое и умственное воспитание детей. При этом следует показать, что в игре родители больше помогают, чем учат или судят, оценивают,- им легче установить обратную связь с сыном или дочерью и понять причины их затруднений.
Для родителей, ориентированных на развитие детского творчества, очень важны механизмы творческого мышления и воображения, которые формируются в игре, умение мыслить нестандартно и находить новые решения личностных и интеллектуальных задач, формирование креативности. В этом отношении полезны совместные упражнения по созданию и развертыванию воображаемой ситуации, сочинению сюжета игры, вариантов его развития с ориентировкой на смену времени года, обстоятельств, или настроения героев и т. д.
Для другой категории родителей, ориентированных на формирование у детей положительных качеств характера с помощью игры, важно, что игра позволяет ребенку пройти этапы простой имитации чужого эмоционального и экспрессивного поведения. вовлечение в эмоциональное состояние другого и приписывая ему свое мнение позицию, а затем - перейти на уровень эмоциональной ("интересно, что он чувствует и чего хочет") и интеллектуальной ("интересно, что он думает и что будет делать") децентрации, сопоставления чужого и своего поведения с социальными и нравственными эталонами, формирование общих ценностных ориентиров. Для этого можно подобрать целый ряд игр на моделирование поведения ребенка в проблемных ситуациях и определение оптимальных способов выхода из неё.
Таким образом, привлечение родителей к воспитательно - образовательному процессу и объединение усилий сада и семьи обеспечит малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.