Наталья Шкарубо
Приусадебный участок ДОУ. Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста в летний период.
▼ Скачать + Заказать документы
Приусадебный участок ДОУ.
Лето –это самый благоприятный период для общения ребёнка с природой, это десятки самых разнообразных игр на свежем воздухе, это большие возможности для ознакомления дошкольников с окружающим миром. Каждый день, каждую минуту необходимо использовать для обучения, развития, воспитания детей, обогащать их знания и представления, стараться как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закрепить и применить знания, полученные в течение года. Одним из важных видов деятельности в летний период, я считаю труд детей в природе. К сожалению трудовое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
Публикация «Приусадебный участок ДОУ, Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста в летний период,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лето
- Оформление детских садов
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Трудовая деятельность в летний период
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В современных дошкольных учреждениях зачастую в летние месяцы упускается работа трудового воспитания детей, а если и используются, то только 3 вида трудовой деятельности – самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд. А такой интересный и познавательный вид как труд в природе, зачастую остаётся в забытье.
А. В. Запорожец писал: "Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников, как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности".
На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: "Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".
Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Так как наше дошкольное учреждение расположено в сельской местности, нам, работникам ДОУ не составило труда разработать сад и
огород на территории детского сада. Для создания интерьера дворник сделал вокруг огорода плетёную изгородь из веток. Получилось красиво!
Вместе с детьми моей группы (старший дошкольный возраст) в конце мая мы сделали грядки и посеяли свёклу, морковь. В посадке лука, фасоли и гороха с нами принимали участие дети младших групп. С рассадой капусты и помидор, помогли родители. Не оставили без внимания и цветники. Сейчас ухаживаем за посадками и даже собираем урожай ягод.
Труд в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные детьми овощи, посаженные ими деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых. Хотя труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). А какую радость испытывают дети когда собрав в саду ягоды несут их на кухню, чтобы повара сварили компот для всех детей сада. За обедом дети пьют компот и с гордостью говорят: «Это мы собирали смородину…и т. д.»
Помогает воспитанию желания трудиться музыка, поэтому мы часто используем магнитофонные записи на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Не редко во время работы мы вместе с детьми подпеваем исполнителю.
Не следует допускать чтобы дети испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, я всячески поощряю любую попытку ребенка проявить самостоятельность, что помогает преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.
Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Нужно донести до сознания детей что отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.
Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.