Лучший педагог года

Притча как средство воспитания

Анна Геннадьевна Жевлакова
Притча как средство воспитания
▼ Скачать +Заказ

ПЛАН

1. Притчи Иисуса Христа и их значение в современном воспитании.

2. Притча «О благоразумном рабе».

3. Богословское толкование притчи «О благоразумном рабе».

4. Разработка беседы по притче «О благоразумном рабе».

1. Роль притчи в Православном воспитании личности.

Публикация «Притча как средство воспитания» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание имеет свои особенности и требует специальных педагогических технологий, отличающихся от традиционных. Особенностью духовно-нравственного воспитания является тот факт, что педагог, не просто должен знать содержание материала, но должен всем сердцем принимать ценности духовно-нравственной направленности, сам жить по этим заповедям, осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Иначе педагог не будет убедителен, не сможет привить нравственные и духовные устои детям.

Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры направлено на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. Поэтому использование текстов различного содержания (в частности притчи) может стать большим «помощником» для педагога, где текст должен стать мощным инструментом для достижения воспитательных целей.

«Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость. Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Словарь В. И. Даля толкует притчу как «поучение в примере». В притче действия и персонажи схематичны и схематичен рассказ в них. Жанр притчи – особый жанр. В нем высока степень условности. Народы разных стран, стремясь осмыслить и закрепить свой жизненный опыт, обращались к форме притчи. С давних времен полюбили на Руси притчи, толковали Библейские и свои сочиняли. Мораль в притче каждый извлекает или не извлекает сам, следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана - видимый и невидимый, как и во всех евангельских повествованиях, как и в жизни Христа. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха.

Притчи играют особую роль, так как в них отражаются православные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения детей. Наглядность притчи даёт ребятам живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления словом, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений.

Эти короткие рассказы дают возможность увидеть, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок. Самое главное, что в притче есть два главных принципа: краткость и мудрость. А ведь именно дети больше всего нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, порой сказочной и краткой форме. Ценность притчи заключается в том, что она даёт читателю намёк на то, как должно или не должно быть, побуждая его к размышлениям. Притчи в доступной, не откровенно назидательной форме повествуют о смысле жизни и других основополагающих ценностях.

Особенности притчи :

Строится на сравнении, подобии, противопоставлении.

Не требует доказательств.

Используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину.

Способ передачи мудрости от старшего поколения

Краткость.

Не содержит прямого наставления, морали. Слушатель сам должен его вывести.

Несёт в себе определённый урок.

Ребятам старшего дошкольного возраста, на первый взгляд, может показаться, что притча не несёт никакой полезной информации, но это только на первый взгляд. Если притча не понравилась, показалась непонятной, глупой или бессмысленной — это не означает, что притча плоха. Просто дети, может быть, не достаточно подготовлены для понимания этой притчи. Перечитывая притчи, каждый раз можно найти в них что-то новое.

Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Притча – это «общечеловеческая форма изложения истины, нацеленной на нравственное усовершенствование личности». Причем такие нравственные идеи внушаются в притче не напрямую, а «через скрытый совет, тайный намек». Человек всегда жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению. В трудностях, проблемах ищет совета и наставления. Именно эти простые уроки здравого смысла преподают нам притчи.

Без сомнения, притча является одновременно самой древнейшей, но и самой вечной формой искусства слова, она никогда не потеряет своего культурного, литературоведческого и гуманистического значения. Мудрость, поданная в простой ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может даже посмеяться над своими ошибками.

В притчах описаны истории, которые происходят с нами в повседневной жизни каждый день. Если вы обратите внимание, то наверняка заметите, что многие события, описанные в притчах, очень схожи с нашими каждодневными ситуациями. И вопрос в том, как на это реагировать. Притча учит смотреть на вещи трезво и

поступать мудро, без излишней эмоциональности. В притчах скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей.

2. Притча «О благоразумном рабе».

В Евангелии от Матфея, притча начинается с запрета: «Итак, бодрствуйте, потому что вы не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42).

45. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя?

46. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;

47. истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,

49. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,

50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,

51. и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

(Св. Евангелие от Матфея 24:45-51

Чтобы нагляднее представить Апостолам необходимость бодрствовать и быть готовыми встретить Его во всякое время, и чтобы разъяснить им, в чем именно должна заключаться такая готовность, Господь сказал им притчу : «Один господин, уходя на некоторое время, поручил рабу своему раздавать его слугам пищу своевременно; уходя же, не сказал, когда возвратится. Конечно, в отсутствие господина, раб тот должен свято исполнять возложенные на него обязанности; и блажен будет, если будет поступать так, потому что господин, возвратясь, наградит его, окажет ему еще большее доверие: над всем имением своим поставит его. Да, так будет поступать верный и благоразумный раб ( Мф 24:45). Но если раб тот окажется злым и будет думать: «Не скоро придет господин мой», и, думая так, начнет обижать слуг, бить их, а сам есть и пить с пьяницами, то горе ему! Придет господин его, непременно придет, и придет неожиданно, и подвергнет злого раба печальной участи; будет раб плакать с досады и скрежетать зубами, но поздно: прошлого не вернешь и участи своей не изменишь».

3. Богословское толкование притчи «О благоразумном рабе».

Притча о верном слуге (или Притча о хозяине дома) это притча Иисуса которая содержится в трех из четырех канонических Евангелиях Нового Завета: Матфея (Мф. 24:42-51, Марка (Мк. 13:33-37) и Луки (Лк. 12:35-48) — которые часто называют Синоптическими, поэтому она очень важна для верующих. Также содержится в неканоническом Евангелии от Фомы. В притче говорится о скором пришествии Христа, час которого не определён, поэтому необходимо соблюдать бдительность.

Не будем же беспечны, не будем говорить, что до кончины мира и Страшного Суда еще далеко, что еще будет время подумать об этом; ведь мы не знаем ни дня, ни часа, когда будем отозваны из этой жизни, то есть умрем; а после смерти нет места покаянию. Будем же наблюдать за собой ежеминутно, не дадим житейским заботам и благам мира сего порабощать нас; пусть дух наш постоянно бодрствует и охраняет нас от всяких соблазнов и уклонений с прямого пути, чтобы нам можно было во всякое время безбоязненно предстать на Суд Сына Человеческого.

Говоря о слугах, которым господин поручил управление домом своим, Иисус, несомненно, называл Господином – Себя, домом – землю, а слугами – людей, населяющих землю; поэтому, если слуги, получившие в управление дом своего господина, должны всегда добросовестно исполнять свои обязанности, чтобы во всякое время безбоязненно дать господину отчет по управлению домом, то и мы, пользуясь благами жизни, должны всегда помнить, что блага эти принадлежат не нам, а Богу, и что все, чем мы владеем, дано нам лишь в управление, сопряженное с несением известных обязанностей; мы не должны забывать, что от нас потребуется отчет в исполнении возложенных на нас обязанностей, и потому мы должны поступать так, чтобы быть готовыми во всякое время дать этот отчет. Дадим мы его при Втором Пришествии Иисуса Христа, но заканчиваем его с окончанием нашей земной жизни; и если мы жили беспечно, не думая о своем Господине, если мы пользовались благами земными не как чужим достоянием, данным в управление, а как присвоенным или похищенным, и расточали его на удовлетворение своих прихотей, то, умирая и, так сказать, подписывая свой жизненный отчет, мы в ужасе вспоминаем, что все, данное нам в управление, расхищено нами и растрачено, что оправдать расход нам нечем, что нет у нас оправдательных документов; и уподобимся мы тем слугам, которых возвратившийся господин застал спящими.

4. Разработка беседы по притче «О благоразумном рабе».

Цели и задачи:

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, отрицательное отношение к грубости, несправедливости по отношению к своим товарищам;

- воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность;

- развивать способность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждения;

- привить детям этические качества личности и нормы в обществе.

Ход занятия:

Подготовить к уроку волшебную коробочку, в которой находится волшебная палочка, красные и синие кружочки из картона.

Учитель: ребята, я приготовила вам сюрприз. Сегодня мы будем с вами играть. Хотите поиграть?

Дети: Да.

Учитель: ребята, а вы знаете, что рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям.

В моей волшебной коробочке лежит палочка, она волшебная. Кто ее в руки возьмет, тот становится самым главным и может просить у других ребят всё, чего он пожелает.

Ребята, а что бы вы сделали, если бы стали самыми главными в группе (семье?

Дети: меня бы все слушались, стал бы самым сильным, купил игрушку, ел вкусную еду. (Дети передают палочку друг другу).

Учитель: а знаете ли вы, что когда в руках волшебная палочка, то можно попросить для своих друзей и близких что-то полезное, нужное, хорошее. Можно позаботиться о них. Хотите со мной поиграть?

Игра «Хорошо-плохо»

(Если поступок хороший – поднимите красный кружок, а если плохой – синий.)

Хорошие Плохие

Помогать родным и друзьям Лениться, не помогать никому, даже маме

Здороваться при встрече, используя слова приветствия Обзываться и дразнить других

Делиться с другими детьми тем, что у тебя есть Никому не давать свои игрушки

Уметь слушать других людей, не прерывать собеседника Говорить слишком громко, непрерывно болтать

Следить за своим внешним видом, аккуратно всё складывать Всё разбрасывать, не убирать за собой, не класть на место

Учитель: ребята, теперь вы поняли, что быть главным, это не значит получать то, чего вы хотите только для себя. Быть главным - это заботиться о близких людях и не обижать их ни словом, ни делом. Как вы к людям, так и они к Вам. Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. Относитесь к людям так, как хотели бы чтобы они относились к Вам. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

А напоследок давайте загадаем желание для своих друзей!

Дети: (ответы)

- когда я стану главным, я буду любить друзей;

- а я их буду угощать;

- не буду обижать родных и близких;

- буду их прощать, даже если они сделали что-то плохое.

Учитель: ребята, какие же правила помогут вам жить дружно с другими детьми?

Ответы детей: договариваться, соблюдать очерёдность, уступать, не драться, не обижать словом, прощать.

Публикации по теме:

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Притча как средство воспитания
Опубликовано: 22 марта 2024 в 12:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Притча как средство воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Анна Геннадьевна Жевлакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД