Людмила Анисимова
Природоохранный проект «Первоцвет — 2014»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Как только кое – где сходит снег, тут же к свету тянутся первые весенние растения, белые, желтые, розовые, голубые. Это первоцветы – удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли. У этих растений в ходе эволюции вырабатывались важные приспособления для ранневесеннего цветения. Они отличаются необычной торопливостью - появляются на свет тотчас после схода снега и быстро развиваются, несмотря на весеннюю прохладу. Через неделю – другую они уже цветут, а еще через две – три недели у них появляются плоды с семенами. Сами растения при этом желтеют, полегают на землю, их надземная часть высыхает. А в земле остаются живые подземные органы – корни, луковицы, корневища.
Публикация «Природоохранный проект „Первоцвет — 2014“» размещена в разделах
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Ранней весной в наших лесах и полях появляются подснежники. Это изящные белые цветы. Они зацветают, когда тает снег и ласково светит весеннее солнце. У цветка есть и другое название – латинское – «галантус», в переводе значит «молочный цветок». Вероятно, такое название появилось из-за того, что цветы подснежника напоминают капли молока.
Подснежник пользовался популярностью с давних времен. Еще Гомер, описывая приключения Одиссея, упоминал траву Моли. Эту траву бог Гермес дает Одиссею для того, чтобы тот мог противостоять чарам ведьмы Цирцеи. Трава Моли – это один из видов подснежника. Поэма была написана Гомером три тысячи лет назад.
А сейчас подснежник стал предметом коллекционирования. Всего насчитывают восемнадцать видов, которые можно найти в Средней и Южной Европе, в Азии и у нас, на Кавказе. Подснежник – редкий цветок. Все его виды охраняются, некоторые занесены в Красную книгу.
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берёзы,
Выросли подснежники -
Снегурочкины слезы.
(Белозёров Тимофей Максимович (1929 – 1986) известный советский детский поэт)
Информационная карта проекта
Тип проекта : информационно-практический
Продолжительность проекта : февраль – март.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: Оказание помощи детям младшего возраста в формировании основ экологической культуры. Тема: «Первоцвет – 2014».
Цель проекта : Сохранять редкие и исчезающие раноцветущие виды природной флоры.
Задачи:
1. Образовательные:
- Узнать, кто такие первоцветы, чем они отличаются от других цветковых растений, в чем их особенности;
- Расширить знания детей и населения о первоцветах;
- Формирование бережного отношения к дикорастущим растениям и навыков природоохранной работы;
- Объяснить причины исчезновения первоцветов;
- Научить бережному отношению к природе;
- Вызвать интерес, дать новые знания, показать хрупкость и беззащитность первичные навыки экологической культуры.
2. Воспитательные:
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание экологической культуры.
Актуальность.
Экологическая тема является актуальной в течение многих десятилетий. Общество в интересах настоящих и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны окружающей среды. В настоящее время все более необходимым становится формирование у дошкольников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. С этой целью в нашем детском саду проводится разнообразная работа с детьми экологической направленности, где дети имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать за природными объектами, проводят простые исследования в природе, начинают понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней. Наш проект направлен на сохранение первоцветов. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу Российской федерации. Без помощи населения бесполезно принимать усилия для охраны первоцветов. Первоцветы в наших лесах образуют, не везде, сплошные красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Обоснование.
Сохранить раноцветущие дикорастущие растения природной флоры – весьма сложная задача. И причин тому несколько - все более возрастающее антропогенное воздействие на окружающую среду, приводящее к постоянному сокращению редких и исчезающих видов, а также безразличие к этой проблеме граждан. И если решить первую проблему локально вред ли реально - нужны административные рычаги воздействия, то решение второй проблемы вполне возможно, хотя для этого понадобиться длительное время. Ведь главной целью является повышение экологической культуры детей, родителей и педагогов.
Стоит отметить, что наиболее эффективным становится воздействие на дошкольников. Навыки и знания, полученные в рамках экологического проекта позволят привить бережное отношение к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
Благодаря работе над проектом, мы узнаем, какие растения относятся к первоцветам, где они растут в нашей местности, какие из них занесены в Красную книгу, какие наказания следуют за их уничтожение. Мы прочитаем стихи и легенды об этих удивительных цветах. Узнаем, почему они имеют такие имена: подснежник, пролесок, крокус, примула, мать – и – мачеха, сон - трава…
Мы уверенны, что всех участников заставит задуматься о том, что необходимо охранять и спасать природу, и начинать нужно с себя!
Если каждый из нас осознает, что рвать цветы нет необходимости, то
насколько ярче и красивее станет наша Земля!
Перспективный план проекта.
1. Фенологические наблюдения за подснежником в пределах ареала.
2. Беседа «Берегите первоцвет».
3. Чтение сказки С. Маршака «12 месяцев».
4. Заучивание стихотворений, отгадывание загадок о первоцветах.
5. Непосредствено образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
6. Продуктивная деятельность детей. Лепка. «Подснежник».
7. Продуктивная деятельность детей. Аппликация. «Подснежники».
8. Коллективная работа детей «Берегите первоцвет».
9. Совместное творчество родителей и детей. Выставка рисунков «Первоцветы Кубани».
10. Авторские сказки родителей и детей о первоцветах.
11. Авторские дидактические игры «Собери и узнай цветок», «Какой цветок лишний?».
12. Авторские подвижные игры «Такой цветок – лети ко мне», «Кто, где живёт?».
13. Пропаганда населения.
14. Издание листовок «Защитим первоцветы», «Это должен знать каждый!».