Надежда Флёрова
Опыт работы «Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя Флёровой Н. Т. на тему:
“Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения”.
Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
Публикация «Опыт работы „Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения“» размещена в разделах
Непременным условием успешного усвоения дошкольниками является одновременное овладение умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями. Например, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространённые из них по характерным признакам.
В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы:
Наглядные (наблюдение, рассматривание картин, просмотр фильмов)
Практические (игровой метод, труд, элементарные опыт)
Словестные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы)
В современных условиях мы проводим длительные наблюдения за сезонными изменениями в природе на участке детского сада. Дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше и в разные времена года. Это наблюдения за деревьями, кустами, растениями, обитающими на территории детского сада. Это нужно делать постоянно каждую прогулку.
Проводя наблюдение, я всегда устанавливаю возможные связи настоящего наблюдения, с проводимыми ранее, учитываю последующую работу.
Большое значение в своей работе я придаю рассматриванию картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений; например, с дикими зверями, животными южных и северных стран, детей чаще всего можно знакомить через картины.
При ознакомлении детей с природой использую дидактические, сюжетные, предметные, а также художественные картины.
Дети обожают рассматривать художественные картины:
“Грачи прилетели” А. Саврасова
“Зелёный шум” А. Рылова
“Берёзовая роща” А. Куинджи
“Золотая осень”, “Сирень” И. Левитана
“Зима” И. Шишкина
“Лес Зимой” А Бродской
“Домашние животные” А. Пластова
В старшей и подготовительной группах использую, кроме пейзажных картин, и натюрморты.
Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.
В работе по ознакомлению детей с природой использую так же, книжную графику (иллюстрации Е. Чарушина, В. Бианки, Ю. Васнецова).
В своей работе по ознакомлению с природой большое значение придаю чтение художественной природоведческой детской литературе. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом её особенность, являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов и т. д., помогает формировать эстетическое отношение ребёнка к природе, любить её.
Природоведческая книга даёт богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
Примерный список литературы для рассказывания детям:
В. Бианки – “Лесная газета”, “Рыбий дом”, “Чей нос лучше”, “Наши птицы”
Ю. Дмитриева – “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт”, “Рассказы моей полянки”
А. Михайлов – “Вот так куколка!”
Н. Осипов – “В воде и у воды”
Н. Павлова – “Бабочки”
Е. Пермяк – “Чижик-пыжик”
М. Пришвин – “Золотой луг”
Е. Серова – “Наши цветы”
Н. Сладков – “Грачи прилетели”, “От зари до зорьки”, “Пёстрые крылья”, “Солнцеворот”
Г. Скребицкий – “Четыре художника”
Г. Снегирёв – “Кто сажает лес”
В. Чаплина – “В зоопарке”
Э. Шим – “Сказки, найденные в стране”.