Елена Горбатова
Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Публикация «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа – это не беспредельный склад, запасы её истощены, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру, во-вторых, для развития более сложных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки. Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но, ведь, он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся – и вот тут – то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предлагающее активную, действенную позицию ребёнка.
Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит, увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему, не будет ломать ветки, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы, тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому, так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «приготовь корм попугаю», «покорми собаку», «посей овёс для корма птиц» и т. п.
Большое значение имеют просмотры телепередач о животных. Во время прогулок интересно показать детям растения, записанные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой : пусть самостоятельно послушает пение птиц, тихо посидит на пригорке, просто поглядит вокруг себя.
Эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе, используют их во время прогулок и наблюдений.
Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.