наталия федорова
Консультация «Приобщение к природе при ознакомлении с растительным миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальное развитие детей при ознакомлении с растительным миром.
«Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами»
В. А Сухомлинский.
Приобщение к природе – важный шаг на пути развития ребенка. Мир растений и животных полон чудесных явлений. Знакомясь с природой, ребенок стремиться раскрыть ее тайны, и его жизнь становится полнее и глубже. Конечно, совсем не обязательно воспитывать ребенка как юного натуралиста, но привить интерес и внимательность к природным явлениям, воспитать у малыша любовь к родной природе – задача каждого родителя.
Публикация «Консультация „Приобщение к природе при ознакомлении с растительным миром“» размещена в разделах
Знакомство детей с деревьями – один из первых шагов на пути воспитания любви к родной природе. На прогулке дети с удовольствием наблюдают за появлением листьев или явными изменениями в окраске крон деревьев. Реакция на деревья как на живые меняющиеся объекты имеет большое значение в психическом развитии ребенка.
Современные дети, живущие в городах, имеют мало возможностей общения с природой, с раннего возраста испытывая некоторую отчужденность от мира живого. Очень важно поддерживать у маленьких детей естественный интерес к представителям флоры и фауны.
Деревья в сказках
Деревья интересны и как самостоятельные объекты, и как место для игр, куда ребенок может поселить в своих фантазиях различных сказочных существ.
Тем более что сюжеты многих сказок, развиваются в лесу либо в присутствии и с участием каких – то деревьев.
Все мы помним дуб из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила»; в сказке «Гуси – лебеди» Аленушке помогает яблоня; Е Шварц пересказал сказку «Два клена», в которой злая ведьма заколдовала двух братьев. Деревья в сказках могут выступать в роли добрых помощников и коварных обманщиков. Взрослые прекрасно понимают, что образы леса и деревьев отражают зависимость людей от сил природы в прошлом.
Дерево, как символ
Украшение деревьев на праздники является традицией во многих культурах.
С детства всем знаком ритуал украшения елки. Дети ждут этого момента, готовятся к нему. Присутствие живого дерева в доме, прекрасный аромат хвои, совершенно особая атмосфера ожидания чуда – незабываемые моменты жизни. Маленькие дети очень любят помогать наряжать елку или хотя бы наблюдать за этим процессом.
С утра же они, светящиеся от счастья, находят под хвойным деревом новогодние подарки. Образ елки в песенках, стихах сопровождает ребенка с самого раннего детства.
По церковной традиции дома на Пасху украшают ветвями вербы, а на Троицу – березовыми ветками.
Как развиваются психические процессы ребенка
В младшем возрасте дети уже запоминают названия растений. Узнают деревья. В этот период закладываются основы классификации как мыслительного процесса. Необходимо обращать внимание ребенка на классификационные признаки: форму, цвет, особенности листьев, кроны, ствола, цветов и плодов деревьев. Растения в силу их разнообразия представляют собой отличный материал для развития внимания и мышления в детском возрасте. В дальнейшем дети смогут различать признаки объекта и по ним классифицировать, что является основой анализа.
Можно поиграть с детьми в узнавание, к какому дереву принадлежит лист.
С начала с открытыми глазами, а потом на ощупь, по запаху. Восприятие листьев по форме, цвету, запаху, плотности является отличной «зарядкой для мозга» маленьких детей. Дети в старшем возрасте с помощью взрослого могут делать гербарий из листьев одного и того же дерева в разные времена года.
Высушенные листья можно использовать для аппликации
Связь с природой – залог развития навыков общения и эмпатии. Детей с раннего возраста приучали со вниманием и заботой относиться к миру растений и животных. Контакты с природой во многом способствуют формированию умения уживаться с другими людьми. Забота о растениях в отечественной педагогике всегда играла большую роль. Именно контакт с флорой и фауной с давних пор считается основой воспитания гуманных чувств у ребенка.
В современном городском социуме ребенок является объектом заботы со стороны окружающих, но сам редко умеет ухаживать за кем – либо или чем – либо. Так, родители вместе с ребенком могут выбрать дерево во дворе, которое станет объектом их заботы. Лучше, если взрослый совместно с ребенком посадят дерево и будут за ним ухаживать.
Эмоциональные переживания, получаемые малышом в процессе прогулки по лесу, наблюдения за изменениями в жизни деревьев, сбор природных материалов, создание творческих проектов укрепляют уверенность ребенка в себе.
Федорова Н. А.