Ольга Никитина
Ознакомление с растительным и животным миром. Викторина «Знаешь ли ты лес?»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: 1. Уточнять представления о лесе, как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кустарники, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать причинно-следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастания растений.
2. Формировать обобщённые представления о том, что в лесу все нужны друг другу.
3. Воспитывать интерес к жизни лесных растений и животных, желание узнать правила поведения в лесу и выполнять их; любовь к природе.
Публикация «Ознакомление с растительным и животным миром, Викторина „Знаешь ли ты лес?“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Викторины, интеллектуальные игры
- Животные. В мире животных
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо. Посмотрите, какой большой и красивый конверт. Сейчас узнаем от кого письмо. Алина, прочитай, пожалуйста. Его написал егерь.
- А как вы думаете, кто такой егерь? Чем он занимается в лесу? (Егерь – это профессия человека, он охраняет лес)
- Что же такое лес? Я вам прочту сейчас стихотворение.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы,
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова,
Ландыш серебристый,
Воздух чистый, чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Воспитатель: - А теперь послушайте письмо:
«Здравствуйте, ребята. Мне нужна ваша помощь. Злая волшебница заколдовала мой лес. Теперь на месте леса голая равнина. Помогите.»
- Ребята, давайте поможем.
- Кто из вас был в лесу?
- Скажите, кто живёт в лесу?
- Как вы думаете, может ли жить лес, если в нём не будет насекомых, птиц, зверей? Для чего они нужны друг другу?
- Итак, если бы вы начали рисовать лес, с чего бы вы начали? (с деревьев)
- Какие деревья вам встречались в лесу? (тополь, осина, берёза, ель, кедр, сосна и др.)
- Может ли быть лес из одних деревьев?
- Почему? Что ещё вы бы нарисовали? (кустарники, траву, грибы, цветы, ягоды)
Вывешивается панно «Лес».
- Как вы думаете, полная картина у вас получилась? Почему?
- Кого не хватает? (насекомых, птиц, зверей)
- Назовите, каких насекомых вы бы нарисовали?
- Назовите птиц.
- Назовите зверей.
- А ещё в лесу живут ящерицы, жабы и ужи.
(по мере проговаривания заполняется панно «Лес»)
- Ребята, вот теперь у вас получился настоящий лес, он не погибнет, потому что в нём всё есть: деревья, кустарники, грибы, ягоды и цветы и животные. Я надеюсь, наш лес понравится егерю.
- Могут ли птицы прожить без насекомых? Сова и филин не едят насекомых, но лесу нужны. Зачем? (охота на лесных мышей) Могут ли бабочки жить без цветов? (нет, собирают пыльцу) А зачем нужны муравьи? (санитары леса) А нужен ли человеку лес? Зачем? (свежий воздух, грибы, ягоды и др.)
Лес – это как большой дом. Там живёт много-много жильцов-соседей. Они все нужны друг другу.
Аутотренинг
Представьте, что вы в лесу, присядьте на полянку, закройте глаза и послушайте звуки леса (кассета).
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок я несу
Зелёная шишка под ёлкой лежит
Зелёная музыка где-то звучит
Зелёный кузнечик в зелёной стране
Играет зелёную музыку мне.
А сейчас проведём викторину «Знатоки леса»
Есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться? (ягодами, грибами)
- Какие лесные ягоды вы знаете? (землянику, голубику, костянику, малину, смородину)
- А какие грибы можно найти в лесу? (грузди, подосиновики, подберёзовики, лисички, опята и т. д.)
Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.
- Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (бледная поганка, мухомор, ложный опёнок)
А вы знаете, что вкусный лесной чай можно заварить, используя побеги Иван-чая, душицы, зверобоя, листья малины, земляники или черники (показ картинок). Все эти растения лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют? (потому что они применяются при лечении разных болезней, заболеваний)
- Назовите растения, семена, кору, корни или плоды, которые люди используют для изготовления лекарств. Сначала деревья: сосна, липа, берёза, пихта. Кустарники: малина, смородина. Травы: тысячелистник, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник. Но среди растений, как и среди грибов, встречаются ядовитые: вороний глаз, лесной ландыш. Они радуют глаз своими красивыми плодами, но брать их в руки нельзя.
- Назовите траву, которую на ощупь могут узнать даже слепые? (крапива)
Разминка
В лес гулять мы пошли (маршируют)
Вброд ручей перешли (шагают, высоко поднимая колени)
Небывалой высоты
У ручья растут цветы (поднимают руки, тянутся вверх)
Посмотри по сторонам
Что же лес подарит нам (ставят руки на пояс, головой вправо-влево)
Наклонись, сорви малину
И клади её в корзину (наклоны)
Крепкий беленький грибок
Мы положим в кузовок (приседания)
Продолжим.
Когда мы рисовали картину, называли птиц, зверей.
- Какие птицы остаются зимовать? (синицы, снегири, клёст, рябчик)
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
- Какую птицу называют лесным доктором? (дятла) А почему?
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
Блиц-опрос.
- Назовите самое крупное животное наших лесов? (лось)
- Назовите животное, впадающее зимой в спячку? (медведь, ёж, барсук)
- Как называется медведь, который зимой не спит? (шатун)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- Когда ёж не колется? (когда только родился)
- Кто собирает яблоки спиной? (ёж)
- На следах каких хищных зверей нет когтей? (рысь)
- Почему волка называют санитаром леса? (добивает больных слабых животных)
Молодцы! Вы много знаете.
Дидактическая игра «Собери картинку» (раздать конверты). Кто у вас получился? Молодцы. А теперь подведём итог.
Лес живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как они могут нанести вред лесу и его обитателям. А какие правила поведения в лесу вы знаете и выполняете? Дидактическая игра «Можно – нельзя».
Нельзя: ломать ветки, разжигать костры, рвать цветы, разорять гнёзда, муравейники, оставлять после себя мусор.
Можно: любоваться красотой природы, собирать грибы, ягоды, отдыхать на пне, лежать на траве, вдыхать аромат цветов.