Приложение МААМ

Приобщение дошкольников к экологической культуре через ознакомление с творчеством художников-пейзажистов

Бутикова Оксана Сергеевна
Приобщение дошкольников к экологической культуре через ознакомление с творчеством художников-пейзажистов
▼ Скачать + Заказать документы

В далекие времена возникло изображение природы человеком. Пейзажные элементы обнаруживались в росписях таких стран как Древний Bocтoк, Древний Египет, Древняя Греция. Жанр пейзажа был сформирован в XVII в. Голландскими живописцами.

Темочки:

Как показывает опыт, наиболее доступным для восприятия дошкольников оказалась пейзажная живопись И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, Н. К. Рериха. Эти необыкновенные картины, вызывают чувство любви и гордости к Родине. С помощью них происходит формирование чувства прекрасного, воспитание умения видеть, понимать и любить природу. Рассматривание пейзажных картин вызывает у детей эмоциональный отклик. Сочетание художником разных цветов размещение их на картине - это то, на что наиболее часто дети обращают внимание. Предпочитая «самую красивую» картину, дети при этом руководствуются эстетическими чувствами, которые вызываются яркостью красок, их сочетанием.

Рерих Николай Константинович говорил о творениях великих художников такие слова:

«Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся на них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении».

Этап ознакомления с произведениями искусства, предполагает применение игровых приемов «Вхождения в картину». Благодаря им у дошкольников вызывалась эмоционально окрашенная реакция, ассоциации, активизировалось воображение. Для повышения внимания в конце занятия использовались игровые приемы, пробуждающие интерес к пейзажной картине, дошкольникам предлагалось еще раз внимательно посмотреть на картину, изучить и прочувствовать её. Считаем, необходимо в дошкольных учреждениях создавать «художественный фонд», в который входят репродукции известных картин, интересных и лучших рисунков ребят. Также, наиболее продуктивной формой знакомства с живописью являются выставки репродукций картин. Характер выставок не должен ограничиваться только пейзажным жанром, можно включать и другие направления живописи. Исходя из этого, можно утверждать, что пейзажная картина - это эффективное средство развития экологической культуры, воображения, эстетики, ассоциативности, образности мышления, а также развития связной речи.

Николай Константинович Рерих написал более 7 тысяч полотен, многие из них размещены в лучших музеях мира. «Мастер Гор» так о нем пишут, ведь именно он изобразил величие, красоту, силу Гималаев как никто другой. Его картины наполнены божественным смыслом и вызывают восторг. Слова Юрия Гагарина: «Горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Константиновича Рериха!» лишь подтверждают величие и ценность пейзажей художника.

Детей старшего дошкольного возраста знакомим с Н. К. Рерихом не только как с художником, но и как с прекрасным литератором. Литературные произведения доступные для восприятия дошкольников – это, конечно же, предания, легенды и сказки. В литературном наследии Рериха сказка раскрывает иносказательные образы и манящую красоту загадочных вселенных и дает обширные потенциалы для воплощения замыслов. Потому для автора - сказки были повышенным объектом внимания. В разработке подлинной концепции лежит суждение сказки как бесценного памятника истории. «Самые серьезные ученые уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно рассмотреть в дымке веков», - писал он в одной из статей.

Странствуя по родной земле, Николай Константинович обходил пустыни Монголии и Китая, жил в Индии, собирая легенды и сказания, выражающие мечты народа о счастливом будущем счастливом будущем. Сказки - это неделимый язык, ясный от мала до велика: «Ведь в каждом человеке живет мечта о тридесятом царстве, о стране прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может».

Уникальность сказок Рериха заключается в синтезе знаний, размышлений, предчувствий. В них воедино связаны прошлое, настоящее и будущее, соотнесены нравственные идеалы Запада и Востока. В некоторых сюжетах присутствуют древние поверья и реальные события. И все это, взятое в разных соотношениях, ведет к созданию образов, не лишенных символики. Самые многозначные среди них - образы «Матери Мира» и «Учителя». Работы Рериха пробуждают высокий настрой чувств, устремляют к духовному совершенству. Это так необходимо нам в наше трудное время, в эпоху, когда со всей остротой встали проблемы нравственного оздоровления, общества. «Духовность, подвиг, красота» - вот та триада, которая заключена в увлекательном сказочном мире Рериха. Для ознакомления дошкольников со сказками Н. К. Рериха требуется адаптация и доступность материала.

Творчество Н. К. Рериха вызывает желание применять, произносить понятия Культуры и Красоты. Все прекрасное воздействует на всё живущее возвышающим образом, вызывает в каждом человеке чувства и светлые порывы. Актуальность творчества Н. К. Рериха заключается в возвышении, украшении, улучшении жизни, в пребывании в добре.

Список литературы:

1. Н. К. Рерих. Листы Дневника. Том 2. МЦР. Москва, 1995.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к культуре Дона в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками Детский сад, как второй дом и загадочный мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми,.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к экологической культуре через ознакомление с творчеством художников-пейзажистов
Опубликовано: 22 сентября 2024 в 21:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к экологической культуре через ознакомление с творчеством художников-пейзажистов» (включая файлы) размещена пользователем Бутикова Оксана Сергеевна (УИ 1433369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД