Бутикова Оксана Сергеевна
Приобщение дошкольников к экологической культуре через ознакомление с творчеством художников-пейзажистов
▼ Скачать + Заказать документы
В далекие времена возникло изображение природы человеком. Пейзажные элементы обнаруживались в росписях таких стран как Древний Bocтoк, Древний Египет, Древняя Греция. Жанр пейзажа был сформирован в XVII в. Голландскими живописцами.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Природа, планета Земля, экология
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Как показывает опыт, наиболее доступным для восприятия дошкольников оказалась пейзажная живопись И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, Н. К. Рериха. Эти необыкновенные картины, вызывают чувство любви и гордости к Родине. С помощью них происходит формирование чувства прекрасного, воспитание умения видеть, понимать и любить природу. Рассматривание пейзажных картин вызывает у детей эмоциональный отклик. Сочетание художником разных цветов размещение их на картине - это то, на что наиболее часто дети обращают внимание. Предпочитая «самую красивую» картину, дети при этом руководствуются эстетическими чувствами, которые вызываются яркостью красок, их сочетанием.
Рерих Николай Константинович говорил о творениях великих художников такие слова:
«Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся на них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении».
Этап ознакомления с произведениями искусства, предполагает применение игровых приемов «Вхождения в картину». Благодаря им у дошкольников вызывалась эмоционально окрашенная реакция, ассоциации, активизировалось воображение. Для повышения внимания в конце занятия использовались игровые приемы, пробуждающие интерес к пейзажной картине, дошкольникам предлагалось еще раз внимательно посмотреть на картину, изучить и прочувствовать её. Считаем, необходимо в дошкольных учреждениях создавать «художественный фонд», в который входят репродукции известных картин, интересных и лучших рисунков ребят. Также, наиболее продуктивной формой знакомства с живописью являются выставки репродукций картин. Характер выставок не должен ограничиваться только пейзажным жанром, можно включать и другие направления живописи. Исходя из этого, можно утверждать, что пейзажная картина - это эффективное средство развития экологической культуры, воображения, эстетики, ассоциативности, образности мышления, а также развития связной речи.
Николай Константинович Рерих написал более 7 тысяч полотен, многие из них размещены в лучших музеях мира. «Мастер Гор» так о нем пишут, ведь именно он изобразил величие, красоту, силу Гималаев как никто другой. Его картины наполнены божественным смыслом и вызывают восторг. Слова Юрия Гагарина: «Горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Константиновича Рериха!» лишь подтверждают величие и ценность пейзажей художника.
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с Н. К. Рерихом не только как с художником, но и как с прекрасным литератором. Литературные произведения доступные для восприятия дошкольников – это, конечно же, предания, легенды и сказки. В литературном наследии Рериха сказка раскрывает иносказательные образы и манящую красоту загадочных вселенных и дает обширные потенциалы для воплощения замыслов. Потому для автора - сказки были повышенным объектом внимания. В разработке подлинной концепции лежит суждение сказки как бесценного памятника истории. «Самые серьезные ученые уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно рассмотреть в дымке веков», - писал он в одной из статей.
Странствуя по родной земле, Николай Константинович обходил пустыни Монголии и Китая, жил в Индии, собирая легенды и сказания, выражающие мечты народа о счастливом будущем счастливом будущем. Сказки - это неделимый язык, ясный от мала до велика: «Ведь в каждом человеке живет мечта о тридесятом царстве, о стране прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может».
Уникальность сказок Рериха заключается в синтезе знаний, размышлений, предчувствий. В них воедино связаны прошлое, настоящее и будущее, соотнесены нравственные идеалы Запада и Востока. В некоторых сюжетах присутствуют древние поверья и реальные события. И все это, взятое в разных соотношениях, ведет к созданию образов, не лишенных символики. Самые многозначные среди них - образы «Матери Мира» и «Учителя». Работы Рериха пробуждают высокий настрой чувств, устремляют к духовному совершенству. Это так необходимо нам в наше трудное время, в эпоху, когда со всей остротой встали проблемы нравственного оздоровления, общества. «Духовность, подвиг, красота» - вот та триада, которая заключена в увлекательном сказочном мире Рериха. Для ознакомления дошкольников со сказками Н. К. Рериха требуется адаптация и доступность материала.
Творчество Н. К. Рериха вызывает желание применять, произносить понятия Культуры и Красоты. Все прекрасное воздействует на всё живущее возвышающим образом, вызывает в каждом человеке чувства и светлые порывы. Актуальность творчества Н. К. Рериха заключается в возвышении, украшении, улучшении жизни, в пребывании в добре.
Список литературы:
1. Н. К. Рерих. Листы Дневника. Том 2. МЦР. Москва, 1995.