Бутикова Оксана Сергеевна
Приобщение дошкольников к экологической культуре через ознакомление с творчеством художников-пейзажистов
▼ Скачать + Заказать документы
В далекие времена возникло изображение природы человеком. Пейзажные элементы обнаруживались в росписях таких стран как Древний Bocтoк, Древний Египет, Древняя Греция. Жанр пейзажа был сформирован в XVII в. Голландскими живописцами.
Как показывает опыт, наиболее доступным для восприятия дошкольников оказалась пейзажная живопись И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, Н. К. Рериха. Эти необыкновенные картины, вызывают чувство любви и гордости к Родине. С помощью них происходит формирование чувства прекрасного, воспитание умения видеть, понимать и любить природу. Рассматривание пейзажных картин вызывает у детей эмоциональный отклик. Сочетание художником разных цветов размещение их на картине - это то, на что наиболее часто дети обращают внимание. Предпочитая «самую красивую» картину, дети при этом руководствуются эстетическими чувствами, которые вызываются яркостью красок, их сочетанием.
Публикация «Приобщение дошкольников к экологической культуре через ознакомление с творчеством художников-пейзажистов» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Рерих Николай Константинович говорил о творениях великих художников такие слова:
«Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся на них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении».
Этап ознакомления с произведениями искусства, предполагает применение игровых приемов «Вхождения в картину». Благодаря им у дошкольников вызывалась эмоционально окрашенная реакция, ассоциации, активизировалось воображение. Для повышения внимания в конце занятия использовались игровые приемы, пробуждающие интерес к пейзажной картине, дошкольникам предлагалось еще раз внимательно посмотреть на картину, изучить и прочувствовать её. Считаем, необходимо в дошкольных учреждениях создавать «художественный фонд», в который входят репродукции известных картин, интересных и лучших рисунков ребят. Также, наиболее продуктивной формой знакомства с живописью являются выставки репродукций картин. Характер выставок не должен ограничиваться только пейзажным жанром, можно включать и другие направления живописи. Исходя из этого, можно утверждать, что пейзажная картина - это эффективное средство развития экологической культуры, воображения, эстетики, ассоциативности, образности мышления, а также развития связной речи.
Николай Константинович Рерих написал более 7 тысяч полотен, многие из них размещены в лучших музеях мира. «Мастер Гор» так о нем пишут, ведь именно он изобразил величие, красоту, силу Гималаев как никто другой. Его картины наполнены божественным смыслом и вызывают восторг. Слова Юрия Гагарина: «Горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Константиновича Рериха!» лишь подтверждают величие и ценность пейзажей художника.
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с Н. К. Рерихом не только как с художником, но и как с прекрасным литератором. Литературные произведения доступные для восприятия дошкольников – это, конечно же, предания, легенды и сказки. В литературном наследии Рериха сказка раскрывает иносказательные образы и манящую красоту загадочных вселенных и дает обширные потенциалы для воплощения замыслов. Потому для автора - сказки были повышенным объектом внимания. В разработке подлинной концепции лежит суждение сказки как бесценного памятника истории. «Самые серьезные ученые уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно рассмотреть в дымке веков», - писал он в одной из статей.
Странствуя по родной земле, Николай Константинович обходил пустыни Монголии и Китая, жил в Индии, собирая легенды и сказания, выражающие мечты народа о счастливом будущем счастливом будущем. Сказки - это неделимый язык, ясный от мала до велика: «Ведь в каждом человеке живет мечта о тридесятом царстве, о стране прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может».
Уникальность сказок Рериха заключается в синтезе знаний, размышлений, предчувствий. В них воедино связаны прошлое, настоящее и будущее, соотнесены нравственные идеалы Запада и Востока. В некоторых сюжетах присутствуют древние поверья и реальные события. И все это, взятое в разных соотношениях, ведет к созданию образов, не лишенных символики. Самые многозначные среди них - образы «Матери Мира» и «Учителя». Работы Рериха пробуждают высокий настрой чувств, устремляют к духовному совершенству. Это так необходимо нам в наше трудное время, в эпоху, когда со всей остротой встали проблемы нравственного оздоровления, общества. «Духовность, подвиг, красота» - вот та триада, которая заключена в увлекательном сказочном мире Рериха. Для ознакомления дошкольников со сказками Н. К. Рериха требуется адаптация и доступность материала.
Творчество Н. К. Рериха вызывает желание применять, произносить понятия Культуры и Красоты. Все прекрасное воздействует на всё живущее возвышающим образом, вызывает в каждом человеке чувства и светлые порывы. Актуальность творчества Н. К. Рериха заключается в возвышении, украшении, улучшении жизни, в пребывании в добре.
Список литературы:
1. Н. К. Рерих. Листы Дневника. Том 2. МЦР. Москва, 1995.