Наталья Губайдуллина
Приобщение дошкольников к трудовой деятельности в игровом модуле «Сельское хозяйство»
▼ Скачать
Сельское хозяйство – одна из важнейших отраслей экономики России. От уровня развития сельского хозяйства зависит многое : качество жизни и здоровья граждан, функционирование таких отраслей экономики, как торговля, промышленность, общественное питание. Доля занятых в сельском хозяйстве россиян составляет 10% от всего населения.
Публикация «Приобщение дошкольников к трудовой деятельности в игровом модуле „Сельское хозяйство“» размещена в разделах
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В образовательном учреждении оборудован профориентационный центр - игровой модуль «Сельское хозяйство», направленный на знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями людей села, приобретение первого опыта профессионально-трудовой деятельности.
Игры-занятия проводятся в игровом комплексе «Сельское хозяйство», который представлен такими секторами, как коровник, курятник, конюшня, овчарня, водоём для разведения рыбы, тепличное хозяйство, пасека, машинно-тракторное хозяйство, лаборатория. В данных секторах педагоги организуют практическую деятельность с подгруппой детей : выполняют работу в секторе тепличное хозяйство – высадка семян растений, полив и прополка растений; пасека – уход-имитация за пчёлами; курятник – уборка, кормление кур, сбор яиц и т. д. В рамках игр-занятий педагог предлагает детям различные проблемные ситуации: отобрать семена; выполнить работу фермера; починить трактор; подоить корову; собрать овощи и фрукты и др.
В созданном на базе детского сада игровом модуле «Сельское хозяйство» воспитанники не только получают представление о сельскохозяйственных профессиях, овладевают элементарными трудовыми действиями, соответствующими профессиям людей, занятых в сельском хозяйстве, но и социализируются в экономику, знакомясь на практике с содержанием экономических терминов, вступая в экономические отношения.
Беря на себя роль конюхов, доярок, птичниц, овощеводов, пчеловодов, агрономов, трактористов, лаборантов, воспитанники получают представление о товаре как конечном результате совместного труда коллектива людей (молоко – результат труда механизаторов, животноводов, лаборантов, агрономов; фрукты и овощи – результат труда агрономов, лаборантов, овощеводов, подсобных рабочих и т. д.).
Акцентируется внимание дошкольников на качестве, производимой продукции (товара, которое напрямую зависит от профессиональной подготовки, личностных качеств работников (ответственность, честность, внимательность, трудолюбие, наблюдательность, физическая выносливость). Таким образом, дети, выполняя те или иные трудовые операции, убеждаются в том, что, прежде чем получить качественный товар, необходимо много потрудиться, много знать и уметь. Базируясь на собственном жизненном опыте и уже сформированных у детей представлениях, дети старшего дошкольного возраста приходят к выводу, что гнилые фрукты и овощи, прокисшее молоко, испорченные яйца, несвежая рыба никому не нужны. Наоборот, яйца крупного размера, свежее молоко, спелые и вкусные фрукты и овощи пользуются спросом. Педагоги подводят воспитанников к пониманию того, что у каждого товара есть цена, и она зависит от его качества, затраченных сил на его производство. Детям предлагаются практические задания по оцениванию в денежном эквиваленте производимой в модуле продукции.
Также происходит знакомство с местами сбыта товаров: магазины, рынки, ярмарки, кафе, которые дети неоднократно посещали вместе с родителями в повседневной жизни. Ценность игрового модуля «Сельское хозяйство» заключается в том, что он наглядно демонстрирует ребёнку полный путь следования товара от его производства до потребителя (покупателя).
Занимаясь в игровом модуле «Сельское хозяйство», дошкольники начинают понимать пользу сельскохозяйственных продуктов для здоровья человека и приходят к осознанию того, что в современном мире городской житель не может сам производить мясо, молоко, яйца, выращивать в достаточном количестве фрукты и овощи, разводить рыбу и т. д., а сельский житель – производить товары, которые изготавливают на городских фабриках и заводах. Таким образом, детей подводят к разрешению данной проблемы через использование денег как средства удовлетворения основных жизненных потребностей человека, как средство купли-продажи, а также как средства денежного вознаграждения работников за их нелёгкий труд.
Не является секретом для старших дошкольников то, что их родители получают заработную плату - денежное вознаграждение за свой труд. Поэтому в нашем игровом модуле фермер, как владелец агропромышленного хозяйства, устанавливает работникам заработную плату, которую начисляет бухгалтер. Получить зарплату можно в местном банкомате и потратить на устраиваемых в детском саду ярмарках-продажах или в качестве платы за товары и услуги в сюжетно-ролевых играх: «Магазин», «Турагенство», «Фитнесс-цент» и т. д.
Чтобы производимую сельскохозяйственную продукцию покупали, необходимо не только, чтобы товары были качественными, необходимо, чтобы о них знало как можно больше людей. Поэтому особое место в работе игрового модуля отводится рекламе. Конечно, дети видят её по телевизору, на рекламных щитах, рассматривают в рекламных буклетах и листках, но не вникают в её назначение. Погружаясь в игровое пространство модуля, воспитанники убеждаются в том, что о производимых в фермерском хозяйстве товарах необходимо рассказать потенциальным покупателям. Поэтому дети активно подключаются к изготовлению и распространению рекламы.
Играя в модуле и получая от продажи сельскохозяйственных товаров доход в виде денег, ребёнок, выполняющий роль владельца фермерского хозяйства, вводится педагогом в новую экономическую ситуацию – рациональное использование полученной денежной прибыли, например, на строительство новых загонов для скота, теплиц, покупку сельскохозяйственной техники, семян, саженцев фруктовых деревьев, пород домашнего скота, сортов рыб для разведения и т. д. Таким образом, у детей формируется умение управлять финансами, то есть правильно вести учёт доходов и расходов (что купить сейчас, а что - позднее; предусматривать все предстоящие расходы, например, на заработную плату работникам фермерского хозяйства, на оплату электричества, отопления, использование воды, покупку кормов для животных и т. п.).
Сюжетно-ролевая игра вводит ребёнка в мир товарно-денежных отношений, делает экономические термины доступными для понимания.
Полученный элементарный экономический опыт способствует воспитанию у детей дошкольного возраста разумного финансового поведения, (прогнозировать последствия своих экономических решений и действий, развивает интерес к миру экономики, воспитывается уважение к своему и чужому труду, бережное отношение к деньгам и желание разумно обращаться с ними, формирует у детей представления о том, что денежные средства зарабатываются исключительно собственным трудом. Ну и главное – показывает, что не всё покупается и продаётся, а главными ценностями человеческого общества являются нравственные ценности.