Анна Кларова
Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством метода интеллект-карт
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение дошкольников к национальной культуре через метод интеллект - карт»
Кларова Анна Анатольевна
Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №1 «Туллукчаан»
с. Сунтар, 2020г.
«Приобщение дошкольников к национальной культуре
через интеллект карт»
Публикация «Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством метода интеллект-карт» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Приобщение детей к истокам культуры своего народа, народным искусством, знакомство с традициями, историей родного края, участие в народных праздниках способствуют формированию этнокультурной идентичности.
Приобщение дошкольников к национальной культуре мы ведем через организацию различных видов деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от решения конкретной образовательной задачи, контингента детей.
Я представляю опыт работы использования метода «интеллект-карт» в пополнении знаний детей о культуре народов саха.
Метод интеллект карты был создан американским ученым, бизнесменом Тони Бьюзеном, а в мир дошкольный пришел благодаря к. п. н. В. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление, внимание и память.
Метод интеллект-карт помогает ребенку познать изображение окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить и разбивать ее на конкретные образные единицы.
Полезные свойства интеллект-карт :
Наглядность – обозначенная проблема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность - хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, рассматривать ее не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность - карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество - интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Интеллект-карта :
- позволяет получать, обобщать, проверять знания;
- учит выделять главное, обобщать, систематизировать;
- способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации;
- развивает память, мышление, воображение;
Кроме того интеллект-карт можно обогащать, пополнять в зависимости от возраста и расширение знаний детей;
Существуют общие требования к составлению любой интеллект – карты :
• главная идея обводится в центре страницы;
• лист располагается горизонтально;
• писать надо разборчиво печатными заглавными буквами;
• для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета;
• каждая мысль обводится;
• в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации;
• наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Например, по ознакомлению с национальной культурой мы составили примерный план работы в виде интеллект-карты. Это карта позволяет наглядно видеть все содержание национальной культуры. Этнокультурная образовательная деятельность входит во все области развития и обучения. Такой метод планирования помогает воспитателю содержательно вести образовательную деятельность.
(Карта №1)
При работе с детьми интеллект-карта помогает познавать окружающий мир, обобщать предметы окружающего мира, систематизировать полученные знания.
Благодаря методу интеллект-карт происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, развитие фантазии.
Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Кроме того, благодаря интеллект-карте родители могут овладеть информацией по изученной теме.
В последствии карта позволяет ребенку самостоятельно использовать принцип работы по интеллект-карты и при изучении других материалов.
Интеллект-карту можно не только нарисовать, но и составить на магнитной доске. Дальше я усовершенствовала ее на интерактивной доске.
Чтобы научить детей составлять интеллект-карту, я объясняла и показывала, из чего состоит карта, и потом все вместе делали несколько карт.
Используя этот метод в подготовительной группе детского сада мы провели обобщение материала о родном селе. На карте выделены эмблема, руководители, основные достопримечательности села, полезные ископаемые улуса, основные занятия сельских жителей.
А сейчас создадим фокус группу, мне нужны 4 человека. Пожалуйста выходим. Вы будете составлять интеллект – карту по сказке «Таал-таал эмээхсин» вот вам текст и работайте. Как я сказала карта должна быть красочной, привлекательной, чтобы ребенок самостоятельно мог рассказать по карте. И один из вас будет презентовать. Даю вам время 5 мин.
А мы с вами будем составлять другую карту. Тема нашей интеллект-карты «Ысыах». Я уже подготовила для вас под темы, т. е. ключевые слова – «Обряды», «Национальные спортивные игры», «Фольклор», «Национальные блюда». Разделимся на подгруппы. Всем даю листочки, подумайте и напишите виды под эти ключевые слова или же можете схематично нарисовать. И так начнем…
Я хочу закончить словами великого педагога Константина Ушинского «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».