Ирина Пикашова
Приобщение дошкольников к музыкальному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ детский сад № 69 «Веточка» городского округа Тольятти
Для Вас педагоги! Обмен опытом!
Методическая разработка (Практические материалы, основанные на обучении детей самостоятельной музыкальной деятельности)
Тема: «Приобщение дошкольников к музыкальному искусству через развитие самостоятельности в педагогическом процессе»
Автор: Пикашова Ирина Ивановна
г. о. Тольятти
Публикация «Приобщение дошкольников к музыкальному искусству» размещена в разделах
«Приобщение дошкольников к музыкальному искусству через развитие самостоятельности в педагогическом процессе» (Пикашова И. И.)
Для реализации самостоятельной музыкально – игровой деятельности детей в детском саду созданы все необходимые условия (в соответствии ФГОС д. о., которые обеспечивают полноценное формирование личности ребёнка в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Одним из важных условий является развивающая предметно – пространственная среда. Создание музыкальной среды способствует тому, что дети могут самостоятельно, по собственному желанию слушать музыку, петь песни, танцевать, водить хороводы, исполнять несложные мелодии на музыкальных инструментах, играть в музыкально – дидактические игры. При создании развивающей предметно – пространственной среды в группах детского сада мы учитываем доступность, разнообразность оборудования, возможность переноса в другие места – трансформируемость. В группе у нас есть музыкальный уголок с пособиями, играми, музыкальными инструментами и атрибутами для самостоятельного пользования. Целесообразно разместить музыкальный уголок с уголком ряжения и театром. Что должно быть в музыкальном уголке?
1. Не озвученные музыкальные инструменты
2. Озвученные музыкальные инструменты : шумовые (ложки, бубны, погремушки); с фиксированной мелодией (органчики, шарманки); с хроматическим и диатоническим рядом (металлофоны, детское пианино, аккордеон)
3. Музыкальные игрушки (неваляшка, заяц-барабанщик)
4. Самодельные шумовые и ударные инструменты
5. Музыкально-дидактические игры.
6. Технические средства, аудио и видеозаписи
Материал мы меняем в соответствии с лексической темой: «Золотая осень», «Зимние забавы», «Полюбуйся, весна наступает», «Вот и лето пришло». Для хранения дидактического материала и шумового оркестра у нас есть «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они оформляются в зависимости от времени года (осенняя, зимняя, весенняя, летняя корзинка). Их удобно выносить на прогулку.
Большой популярностью у дошкольников пользуются различные дидактические альбомы. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах, тем самым открывают перед детьми возможность самостоятельно применять полученные на занятиях знания и навыки в повседневной жизни. Очень нравится детям рассматривать альбом: «Рисуем песенку». В альбом мы собираем рисунки, в которых дети отражают эмоции и чувства от прослушанных песен.
Для определения характера произведения ребята часто пользуются карточками или масками: «Эмоции» с изображением разного эмоционального настроения лица (грусть, радость, удивление). Эмоции
В альбом: «Праздники и будни» мы собираем фотографии детей во время игр, инсценировок, пения и пляски. Рассматривая такой альбом, у детей вновь появляется желание вспомнить забытую сказку, стишок, спеть песенку, поиграть в игру или станцевать. Дети смотрят альбомы
Посмотрев альбом: «Пропой, прохлопай и проиграй» дети по условно – схематическому моделированию попевок, с помощью символов и знаков могут сами пропеть, прохлопать и сыграть на металлофоне, бубне или погремушке любимую песенку из «Музыкального букваря. Графические карточки - схемы нот, дети играют на металлофоне по схеме.
Пользуясь альбомом с карточками: «Учимся петь красиво» дети упражняются в певческой постановке корпуса.
Дидактический альбом: «Танцуем красиво» составлен из карточек и фотографий детей, где изображены различные танцевальные движения.
В альбоме: «Как играть на инструменте?» собраны иллюстрации игры на разных музыкальных инструментах, приёмы звукоизвлечения.
Очень любят дети раскраски: «Мир музыкальных инструментов», «Весёлые музыканты». Они способствуют закреплению названий музыкальных инструментов и технике раскрашивания.
Игры и альбомы, в которых дети сами принимали участие в их изготовлении, стали наиболее любимыми и желанными. Так ребята вырезали и наклеивали кружочки - ноты на карточки для попевок, подбирали дома в журналах картинки для игр, рисовали маски. Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятий.
Музыка на занятиях. Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий, но и на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельностью. Рассказывая сказки, дети с удовольствием исполняют небольшие песенки сказочных героев, используют разные музыкальные инструменты. Например, инсценируя сказку «Колобок», дети изображают на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показывают, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изображают мягкие, изящные движения хитрой лисы.
На занятиях по рисованию дети, делая ритмичные мазки кистью, называют их капельками дождя: «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее» и поют песенку: «Дождик, дождик, пуще…» А пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в начале занятия, дает им возможность по-своему изобразить веселого и смешного клоуна в рисунке. Полезно включать музыку в познавательные занятия. Например, после того, как дети рассмотрели птиц, можно спеть песенку про птичку. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музыкальными образами. В физкультурной деятельности музыка поднимает настроение детей, организует, способствует улучшению осанки, придаёт движениям выразительность, способствует их более точному и скоординированному выполнению. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую чёткость. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыжки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомендуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребёнка ритм движений.
Музыка во время игр
(Фото детей размещены с согласия родителей)
В свободное от занятии время дети часто играют в «театр», «концерт», «музыкальное занятие», «цирк», «телевидение», вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняют собственные песенки, подбирают их на металлофоне или другом инструменте. Многие сюжетно - ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям предоставляют возможность использовать игрушечный магнитофон, телевизор, пианино, миниатюрную театральную ширму. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место.
Музыка на прогулке
Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, создавая хорошее настроение. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы.
Летом на прогулку мы берём детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии.
Праздники и развлечения являются источником, питающим самостоятельную музыкальную деятельность ребёнка. В свободное время у нас проводятся различные виды театров, организуется просмотр диафильмов, устраиваются музыкально-литературные вечера, беседы – концерты, конкурсы, инсценируются сказки, отмечаются дни рождения детей, на которых главное место занимают песни, танцы, выступление оркестра. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге.
Работа с родителями
(Фотоматериалы размещены с согласия участников) Для того чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, мы активно привлекаем в педагогический процесс родителей. Выступая на родительских собраниях даём рекомендации по организации слушания музыки дома, приобретении и изготовлении музыкально – дидактических игр и детских музыкальных инструментов. Проводим индивидуальные беседы в моменты прихода и ухода детей. Одной из эффективных форм работы с родителями являются практикумы общения педагогов и родителей. Ежемесячно мы приглашаем родителей на музыкальный практикум, где наряду с теоретическим объяснением музыкальный руководитель и воспитатель проводят практический показ музыкально - дидактических игр и танцевально – ритмических упражнений. Практикумы помогают родителям обогатить свой музыкальный опыт, лучше узнать своего ребёнка, его увлечённость и склонность к тому или иному виду музыкальной деятельности.
У нас есть папка – передвижка: «Мы играем и поём, очень весело живём». В одной части папки сделан карман, куда выкладываем тексты песен, которые разучиваем на музыкальных занятиях. Заинтересованные родители могут переписать песни сами, а воспитатели в любой момент могут взять из кармашка слова песен и повторить с детьми. С другой стороны папки в файлы выкладываем полезную и интересную информацию по музыкальному развитию детей, даём советы по закреплению танцевальных и певческих навыков.
Привлекаем родителей к благоустройству предметно – развивающей среды, изготовлению нетрадиционных музыкальных игрушек из бросового материала, участию в творческих конкурсах. Процесс музыкального образования детей долгий и не стоит ждать быстрых результатов.
Только совместная, творческая и дружная деятельность музыкального руководителя, воспитателя и родителей приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!
Желаем успеха!
Список литературы
• Апраксина, О. А. Музыкальное воспитание в детском саду. Сборник статей. [Текст] / О. А. Апраксина - М., 2007.
• Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. [Текст] / В. И. Андреев - Изд. Кавказского ун-та, 1988.
• Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада // Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / - М. : Просв, 2011.
• Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества. [Текст] / Н. Ю. Венгер - М. : Дошкольное воспитание, №11.- 1982. - 32-38с.
• Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности. [Текст] / Л. А. Венгер - М. : Вопр. псих, №3. - 1978.- 163-165с.
• Вендрова, Т. Е., Пигарёва, И. В. Воспитание музыкой [Текст] / Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарёва - М., 1980.
• Виноградова, М. Д., Первин, И. Б. Коллективная деятельность и воспитание дошкольников. [Текст] / М. Д. Виноградова, И. Б. Первин - М. - 2009.- 155 с.
• Ветлугина, Н. А. О теории и практике художественного творчества детей. [Текст] / Н. А. Ветлугина - М. : Дошкольное воспитание, №5. - 1965
• Гельфан, Е. М., Шмаков, С. А. От игры к самовоспитанию. [Текст] / Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков - М. : Педагогика, 1971.
• Дидактические игры и занятия с детьми / Под редакцией С. Л. Новоселовой. [Текст] / - М. : Просвещение, 1985.
• Ермакова, И. А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы. [Текст] / И. А. Ермакова - С-Пб: Издательский Дом «Литера», 2006.
• Запорожец, А. В., Маркова, Т. А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. [Текст] / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова - М. - 1978.
• Левин, В. А. Восп. творчества. [Текст] / В. А. Левин - Томск: Пеленг, 2015.- 56.
• Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры. [Текст] / А. Н. Леонтьев - М. : Просв., 1978.
• Никитин, Б. П. Развивающие игры. - 2-е изд. [Текст] / Б. П. Никитин - М. : Педагогика, 1985.
• Радынова, О. Слушаем музыку. Книга для воспитателя и музыкального руководителя. [Текст] / О. Радынова - М. : Педагогика, 1990. С. 3.
• Тарасова, К. В. К вопросу об уровне развития музыкальности у детей-дошкольников. Об уровне развития музыкальности у дошкольников [Текст] / К. В. Тарасова - М. : Новые исследования в психологии. 1979. №1 (20). С. 59-64.
• Тельчарова, Р. А. Уроки музык. культуры [Текст] / Р. А. Тельчарова - М., 2006.
• Терентьева, Н. А. Программа «Музыка». Музыкально-эстетическое воспитание’’. [Текст] / Н. А. Терентьева - М: Просвещение, 1994.
• Халабузарь, П. В., Попов, В. С. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П. В. Халабузарь, В. С. Попов - Санкт-Петербург, 2000.
• Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. [Текст] / В. Н. Шацкая - М. : Педагогика, 2014. - 200с.
• Интернет ресурсы