Оксана Никитина
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.
Темочки:
Дошкольный возраст - самое благоприятное время, когда можно формировать познавательный интерес к культуре, традициям, языку, той земли, республики, где живут дети. Развивая детей в этнокультурной среде, внимание акцентируется на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость природы; на желание участвовать в сравнении и приумножении уважения и любви к малой родине. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, поведения, складывающиеся черты характера оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Целью нашей работы является создание воспитательно-образовательного пространства, для развития саморазвития и реализации потребности дошкольников в познании истории, языка и культуры родного края, развитие коммуникативных способностей детей.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Ознакомление детей с культурой и традициями мордовского народа осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка.
Вся работа с детьми осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях, в игре, в продуктивной и самостоятельной деятельности, в форме комплексных, тематические и других видах занятий.
Содержание образовательного процесса, при знакомстве с культурой мордовского народа, включает знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, частушек и загадок и было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития дошкольников. Народная мудрость, заключенная в фольклоре, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Мордовский народ создал богатый детский фольклор, который вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развлекает, воспитывая доброту и красоту, колыбельные песни, потешки, прибаутки доставляют ребенку большое удовольствие и радость.
Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности. Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания.
На занятиях по обучению рассказыванию используем устное народное творчество: сказки, которые знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаями, с красотой родной природы, разнообразием животного мира; пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.
Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, предполагает знакомство с народными играми. С большим интересом дети играют в них, тем самым развивая физические качества, творческие способности, все они включают в себе бег, ходьбу с проговариванием сопровождающего текста.
Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.
Декоративно - прикладное искусство также национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей к культуре.
Соприкосновение с народным искусством и традициями формирует у детей чувство гордости за свой народ. Воспитанники активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы.
В группе был создан национальный уголок. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия, рассматривают альбомы с произведениями искусства мордовских художников, скульпторов, писателей. Совместно с детьми мы создали национальный костюм для куклы, которая была помещена в уголок.
В нашем саду традиционно принято организовывать народные праздники, которые способствуют решению разнообразных воспитательных задач своей красочностью, массовостью и наглядностью. Праздник возбуждает у детей положительные эмоции, дают много новых впечатлении, стимулируют самовоспитание. В Мордовии отмечают такие массовые праздники как Рождество, Масленицу, Троицу.
В нашем саду создан мини-музей «Мордовская изба», в котором находятся предметы мордовского быта (прялка, люлька, кухонная утварь, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с бытом мордовского народа, фольклором. Здесь же находится познавательный материал: произведения мордовских писателей, художников, предметы декоративно-прикладного искусства, детские и взрослые национальные костюмы.
Одной из форм работы является привлечение родителей к изучению детьми истории родного края. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвы, национальному языку. Семья является главным источником народных традиций, поэтому мы постарались заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к культуре и традициям родного края.
Приобщая детей к культуре и традициям родного края, мы тем самым воспитываем в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, городу, стране в целом, а также чувство гордости за них. И дети разных национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Зная культуру своего народа, дети будут относиться уважительно и к культуре другого.