МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к чтению посредством сотрудничества ДОУ, библиотеки и семьи

Екатерина Рудишина
Приобщение дошкольников к чтению посредством сотрудничества ДОУ, библиотеки и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи.

«Книги-это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

Фрэнсис Бекон

Проблема: в нашей стране заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре сво-бодного времени детей. Актуальность проблемы: Техника (аудио-, видео-, компью-терная, дающая готовые образы, особым способом воздейст-вующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуника-тивных навыков, вообще нравственных устоев. Цель нашей работы состоит в том, чтобы способствовать фор-мированию устойчивого интереса дошкольников к книге, худо-жественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей через решение следующих задач: - Повысить эффективность работы по приобщению дошкольни-ков к книге через взаимодействие всех участников образова-тельного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей. - Сформировать у детей интерес к библиотеке. - Способствовать зарождению традиций семейного чтения

Публикация «Приобщение дошкольников к чтению посредством сотрудничества ДОУ, библиотеки и семьи» размещена в разделах

• Повысить педагогическую культуру родителей по про-блеме приобщения дошкольников к книге

• Воспитывать бережное отношение дошкольников к кни-ге, как результату труда многих людей

• Способствовать развитию памяти, речи, внимания

• Развитие литературной речи

Приобщение к словесному искусству, в том числе разви-тие художественного восприятия и эстетического вкуса

Художественная литература играет большую роль в лично-стном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем дет-стве, литература постепенно создает круг его нравственных су-ждений и представлений. Художественная литература открыва-ет и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир челове-ческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспита-тельное, познавательное и эстетическое значение, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литератур-ным наследием будет опираться на тот фундамент, который за-кладывается в дошкольном возрасте.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ре-бенке "талант читателя".

Кто же вводит ребенка в мир книги? На этот вопрос искали от-вет и педагоги ДОУ. В результате общения и анкетирования родителей, выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.

Таким образом, целесообразно значительную часть образо-вательной работы организовывать одновременно с детьми и ро-дителями. А возникающие проблемы, поставленные задачи ре-шать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединить условия для достижения эффективных результатов.

В нашей работе мы основываемся на следующих принци-пах: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителя-ми целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уваже-ние и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со сто-роны родителей; знание педагогами и родителями воспитатель-ных возможностей коллектива и семьи, максимальное использо-вание воспитательного потенциала в совместной работе с деть-ми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными парт-нерами в воспитании детей. Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учре-ждении и дома.

Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно со-вершенствуем формы работы между родителями и дошкольным учреждением, чтобы создать для своих детей обстановку, сти-мулирующую их полноценное развитие.

Главная задача педагога не только воспитывать самих де-тей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.

Особое внимание отводили консультациям и круглым сто-лам. Проводили совместные конкурсы «Папа, мама и я – чи-тающая семья», посвященные прочитанным книгам и творчест-ву писателей. Благодаря этому мероприятию дети узнавали и открывали своих родителей заново, с интересом выслушивали их мнения и взгляды.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей ста-новятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе во-прос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечат-леет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретит-ся на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, ста-нет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые под-ходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:

- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубо-ко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истин-но глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного чело-века.

- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения пси-холого-педагогических задач, и воспринимать детскую литера-туру как самостоятельный, специфический вид искусства, спе-циально создаваемый для ребенка, имеющий свою художест-венную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выра-зительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы, которые подменяют искусст-во слова и зачастую обесценивают его.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка име-ет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сбли-жает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важ-ное направление нашей деятельности по формированию интере-са дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.

В течение периода с 2014 по сегодняшний день библиоте-ка «Берегиня» и ДОУ "Дубравушка" работают над продвижени-ем чтения дошкольников. Для этого разработан проект "Сказоч-ный рюкзачок". Он реализуется вне привычного библиотечного пространства, т. е. через детский сад.

- Суть проекта состоит в том, что в группу передается "Ска-зочный рюкзачок". Это яркий ранец, в который помещаются но-вые детские книги.

Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы.

Программа проекта начинается с представлением элек-тронной презентации "Чтение с увлечением" и передачи рюк-зачка в группу.

Чтобы поддерживать постоянный интерес к чтению, в группе проводятся массовые мероприятия, выставки творче-ских работ детей и родителей.

Сотрудничество библиотеки и детского сада в виде заня-тий

В начале учебного года руководство библиотеки составля-ет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество биб-лиотеки и детского сада на ближайший год и включает разнооб-разные формы работы.

На занятиях происходит смены игровой деятельности, дли-тельность занятия — около часа.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

• Выразительно читают. Точнее читают сотрудники биб-лиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.

Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный те-атр.

• Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой попу-лярностью пользуются хороводные игры.

• Участвуют в физкультминутке.

• Изготавливают поделки в творческой мастерской.

• Отгадывают загадки и выигрывают викторины и кон-курсы.

• Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчест-во детских писателей.

• Смотрят советские мультфильмы.

Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, за-дорно и познавательно.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми

Экскурсии в библиотеку

Посещение мини-музея в библиотеке

Выставки рисунков и поделок

Совместные праздники – «Библиотечная продлен-ка»

Организация кружковой деятельности

Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашегодетства».

Акции - «Как пройти в библиотеку», «С книгой – в будущее», «Подарите книгу детям», «Признание в любви любимому писателю», «Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», «Запиши в библиотеку».

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы ДОУ и библиоте-ки

Семинары, мастер классы

Совместная разработка кружковой деятельности

3. Работа с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и сотрудниками библиотеки

Дискуссионные встречи, педагогические гостиные

Вечера вопросов и ответов

Дни открытых дверей - «Библиотека – это здорово, «Библиотека знакомая и незнакомая», «Для вас открыты наши двери и сердца!», «Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека.

Творческие мастерские

Семейные встречи - «Воскресенье в библиотеке» и т. д.

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и т. д.)

Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой можно ожидать высокое качество образования, его доступно-сти, открытости и привлекательности для детей, их ро-дителей и всего общества, духовно-нравственное разви-тие в воспитании детей.

Формы работы ДОУ и родителей:

1. Анкетирование родителей на тему: «Проблемы приобщения детей к книге».

2. Консультации для родителей: «Книга в жизни ребенка»; «Что и как читать ребенку дома?» «Если ребенок не хочет и не любит читать»; «Почему детям необходимо читать книги»; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»; «Вос-питание будущего читателя».

3. Участие родителей в пополнении и обновлении книжного уголка – библиотеки в группе.

4. Оформление выставки рисунков детей совместно с родите-лями

5. Привлечь родителей к подготовке и проведению литератур-ного праздников, литературной викторины.

6. Помощь родителей в организации праздников, театральных постановок, выставок книг.

- фотографии (экскурсия в детскую библиотеку, литератур-ный праздник) ;

- рисунки детей совместно с родителями ;

- оснащение библиотеки новыми книгами ;

- литературный праздник, викторина.

7. Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга»

Кроме того, на родительских собраниях, конференциях, письменном виде родители рассказывают о том, как они при-учают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родитель-ским опытом по привлечению детей к чтению в семье.

Интересные формы работы.

Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литера-тура, соответствующая возрасту детей.

Еще одна форма – оформление тематических выставок, по-священных творчеству писателей. Составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писа-телей, к которым и приурочиваются выставки.

Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

Создание «Книжной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Дети подготовительных групп помогают чинить книги малышам. Можно провести занятия «Как кни-га к детям пришла» и «Из прошлого книги». Дети узнают, что для из-дания одной книги необходим труд многих людей.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Ребята из подготовительных групп создали стенгазету «В стране дедушки Ба-жова», где разместили свои рисунки и поделки единым сюжетом.

Следующая форма работы – создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. Можно провести пре-зентацию этих книг.

Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Можно провести специальный календарь «Книжкины именины». В нем представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2007 г. «Сказке о глупом мышон-ке» С. Я. Маршака исполнилось 85 лет, «Аленькому цветочку» С. Т. Аксакова – 150 лет; «Стойкий оловянный солдатик» Г. -Х. Андерсена праздновал 170-летие.

Особый интерес вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок. Так, над макетами «Золотого ключика», «Серебря-ного копытца», «Каменного цветка» работали как сами дошкольники, так и педагоги.

Интересным оказался конкурс книжек-малюток и новогодних открыток разных городов.

Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Многие из них приносят в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Таким образом, дети смогли увидеть очень старые экземпляры, например книгу Н. А. Некрасова 1941г. издания; книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвя-щенные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их роди-тели. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих лю-бимых книгах.

Кроме того, на родительских собраниях, конференциях, пись-менном виде родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлече-нию детей к чтению в семье.

И заключительной формой является то, что дети при помощи кон-структора LEGO Education сочиняют свое продолжение сказки и строят из конструктора, а затем создают комиксы при помощи программы Story Visualizer.

Взаимодействие с социумом:

Участия в конкурсах чтецов

Поездка в театр

Экскурсия в книжный магазин

Ожидаемый результат

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии»Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии» Добрый день уважаемые коллеги. Современное поколение, мало знает о русской народной культуре. Проблема духовно-нравственного воспитания.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Фотоотчет «Сотрудничество с родителями воспитанников в рамках проекта «Приобщение дошкольников к чтению»Фотоотчет «Сотрудничество с родителями воспитанников в рамках проекта «Приобщение дошкольников к чтению» Уважаемые коллеги!Я продолжаю серию фоторепортажей об участии деток нашей группы в конкурсе проектов по приобщению дошкольников к чтению.

Информационные стенды как одна из форм сотрудничества детского сада, семьи и общественности.Информационные стенды как одна из форм сотрудничества детского сада, семьи и общественности. Начался новый учебный год. Наше дошкольное учреждение по прежнему работает в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Одной из его.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению Чтобы ребенок проявил интерес к чтению, надо родителям помнить некоторые правила. Для детей младшего возраста. 1. Подавайте своему ребенку.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книгеСоциальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к чтению посредством сотрудничества ДОУ, библиотеки и семьи
Опубликовано: 19 января 2020 в 12:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к чтению посредством сотрудничества ДОУ, библиотеки и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Рудишина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД