Екатерина Рудишина
Приобщение дошкольников к чтению посредством сотрудничества ДОУ, библиотеки и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи.
«Книги-это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Фрэнсис Бекон
Проблема: в нашей стране заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре сво-бодного времени детей. Актуальность проблемы: Техника (аудио-, видео-, компью-терная, дающая готовые образы, особым способом воздейст-вующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуника-тивных навыков, вообще нравственных устоев. Цель нашей работы состоит в том, чтобы способствовать фор-мированию устойчивого интереса дошкольников к книге, худо-жественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей через решение следующих задач: - Повысить эффективность работы по приобщению дошкольни-ков к книге через взаимодействие всех участников образова-тельного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей. - Сформировать у детей интерес к библиотеке. - Способствовать зарождению традиций семейного чтения
Публикация «Приобщение дошкольников к чтению посредством сотрудничества ДОУ, библиотеки и семьи» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
• Повысить педагогическую культуру родителей по про-блеме приобщения дошкольников к книге
• Воспитывать бережное отношение дошкольников к кни-ге, как результату труда многих людей
• Способствовать развитию памяти, речи, внимания
• Развитие литературной речи
• Приобщение к словесному искусству, в том числе разви-тие художественного восприятия и эстетического вкуса
Художественная литература играет большую роль в лично-стном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем дет-стве, литература постепенно создает круг его нравственных су-ждений и представлений. Художественная литература открыва-ет и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир челове-ческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспита-тельное, познавательное и эстетическое значение, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литератур-ным наследием будет опираться на тот фундамент, который за-кладывается в дошкольном возрасте.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ре-бенке "талант читателя".
Кто же вводит ребенка в мир книги? На этот вопрос искали от-вет и педагоги ДОУ. В результате общения и анкетирования родителей, выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.
Таким образом, целесообразно значительную часть образо-вательной работы организовывать одновременно с детьми и ро-дителями. А возникающие проблемы, поставленные задачи ре-шать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединить условия для достижения эффективных результатов.
В нашей работе мы основываемся на следующих принци-пах: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителя-ми целей и задач воспитания и обучения детей; помощь, уваже-ние и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со сто-роны родителей; знание педагогами и родителями воспитатель-ных возможностей коллектива и семьи, максимальное использо-вание воспитательного потенциала в совместной работе с деть-ми; постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными парт-нерами в воспитании детей. Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учре-ждении и дома.
Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно со-вершенствуем формы работы между родителями и дошкольным учреждением, чтобы создать для своих детей обстановку, сти-мулирующую их полноценное развитие.
Главная задача педагога не только воспитывать самих де-тей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.
Особое внимание отводили консультациям и круглым сто-лам. Проводили совместные конкурсы «Папа, мама и я – чи-тающая семья», посвященные прочитанным книгам и творчест-ву писателей. Благодаря этому мероприятию дети узнавали и открывали своих родителей заново, с интересом выслушивали их мнения и взгляды.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей ста-новятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе во-прос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечат-леет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретит-ся на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, ста-нет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые под-ходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубо-ко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истин-но глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного чело-века.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения пси-холого-педагогических задач, и воспринимать детскую литера-туру как самостоятельный, специфический вид искусства, спе-циально создаваемый для ребенка, имеющий свою художест-венную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выра-зительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы, которые подменяют искусст-во слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка име-ет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сбли-жает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важ-ное направление нашей деятельности по формированию интере-са дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.
В течение периода с 2014 по сегодняшний день библиоте-ка «Берегиня» и ДОУ "Дубравушка" работают над продвижени-ем чтения дошкольников. Для этого разработан проект "Сказоч-ный рюкзачок". Он реализуется вне привычного библиотечного пространства, т. е. через детский сад.
- Суть проекта состоит в том, что в группу передается "Ска-зочный рюкзачок". Это яркий ранец, в который помещаются но-вые детские книги.
Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы.
Программа проекта начинается с представлением элек-тронной презентации "Чтение с увлечением" и передачи рюк-зачка в группу.
Чтобы поддерживать постоянный интерес к чтению, в группе проводятся массовые мероприятия, выставки творче-ских работ детей и родителей.
Сотрудничество библиотеки и детского сада в виде заня-тий
В начале учебного года руководство библиотеки составля-ет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество биб-лиотеки и детского сада на ближайший год и включает разнооб-разные формы работы.
На занятиях происходит смены игровой деятельности, дли-тельность занятия — около часа.
Во время пребывания в библиотеке, дети:
• Выразительно читают. Точнее читают сотрудники биб-лиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.
• Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный те-атр.
• Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой попу-лярностью пользуются хороводные игры.
• Участвуют в физкультминутке.
• Изготавливают поделки в творческой мастерской.
• Отгадывают загадки и выигрывают викторины и кон-курсы.
• Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчест-во детских писателей.
• Смотрят советские мультфильмы.
Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, за-дорно и познавательно.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми
Экскурсии в библиотеку
Посещение мини-музея в библиотеке
Выставки рисунков и поделок
Совместные праздники – «Библиотечная продлен-ка»
Организация кружковой деятельности
Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашегодетства».
Акции - «Как пройти в библиотеку», «С книгой – в будущее», «Подарите книгу детям», «Признание в любви любимому писателю», «Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», «Запиши в библиотеку».
2. Взаимодействие педагогов:
Совместные педагогические советы ДОУ и библиоте-ки
Семинары, мастер классы
Совместная разработка кружковой деятельности
3. Работа с родителями:
Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и сотрудниками библиотеки
Дискуссионные встречи, педагогические гостиные
Вечера вопросов и ответов
Дни открытых дверей - «Библиотека – это здорово.», «Библиотека знакомая и незнакомая», «Для вас открыты наши двери и сердца!», «Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека!».
Творческие мастерские
Семейные встречи - «Воскресенье в библиотеке» и т. д.
Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и т. д.)
Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой можно ожидать высокое качество образования, его доступно-сти, открытости и привлекательности для детей, их ро-дителей и всего общества, духовно-нравственное разви-тие в воспитании детей.
Формы работы ДОУ и родителей:
1. Анкетирование родителей на тему: «Проблемы приобщения детей к книге».
2. Консультации для родителей: «Книга в жизни ребенка»; «Что и как читать ребенку дома?» «Если ребенок не хочет и не любит читать»; «Почему детям необходимо читать книги»; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»; «Вос-питание будущего читателя».
3. Участие родителей в пополнении и обновлении книжного уголка – библиотеки в группе.
4. Оформление выставки рисунков детей совместно с родите-лями
5. Привлечь родителей к подготовке и проведению литератур-ного праздников, литературной викторины.
6. Помощь родителей в организации праздников, театральных постановок, выставок книг.
- фотографии (экскурсия в детскую библиотеку, литератур-ный праздник) ;
- рисунки детей совместно с родителями ;
- оснащение библиотеки новыми книгами ;
- литературный праздник, викторина.
7. Родительские гостиные: «Наш лучший друг – книга»
Кроме того, на родительских собраниях, конференциях, письменном виде родители рассказывают о том, как они при-учают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родитель-ским опытом по привлечению детей к чтению в семье.
Интересные формы работы.
Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литера-тура, соответствующая возрасту детей.
Еще одна форма – оформление тематических выставок, по-священных творчеству писателей. Составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писа-телей, к которым и приурочиваются выставки.
Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
Создание «Книжной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Дети подготовительных групп помогают чинить книги малышам. Можно провести занятия «Как кни-га к детям пришла» и «Из прошлого книги». Дети узнают, что для из-дания одной книги необходим труд многих людей.
Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Ребята из подготовительных групп создали стенгазету «В стране дедушки Ба-жова», где разместили свои рисунки и поделки единым сюжетом.
Следующая форма работы – создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. Можно провести пре-зентацию этих книг.
Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Можно провести специальный календарь «Книжкины именины». В нем представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2007 г. «Сказке о глупом мышон-ке» С. Я. Маршака исполнилось 85 лет, «Аленькому цветочку» С. Т. Аксакова – 150 лет; «Стойкий оловянный солдатик» Г. -Х. Андерсена праздновал 170-летие.
Особый интерес вызывает оформление макетов по мотивам любимых сказок. Так, над макетами «Золотого ключика», «Серебря-ного копытца», «Каменного цветка» работали как сами дошкольники, так и педагоги.
Интересным оказался конкурс книжек-малюток и новогодних открыток разных городов.
Создание семейных библиотек позволяет привлечь к работе родителей воспитанников. Многие из них приносят в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Таким образом, дети смогли увидеть очень старые экземпляры, например книгу Н. А. Некрасова 1941г. издания; книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвя-щенные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их роди-тели. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих лю-бимых книгах.
Кроме того, на родительских собраниях, конференциях, пись-менном виде родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлече-нию детей к чтению в семье.
И заключительной формой является то, что дети при помощи кон-структора LEGO Education сочиняют свое продолжение сказки и строят из конструктора, а затем создают комиксы при помощи программы Story Visualizer.
Взаимодействие с социумом:
Участия в конкурсах чтецов
Поездка в театр
Экскурсия в книжный магазин
Ожидаемый результат