МААМ-картинки

Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Инсценирование сказки Ахмедхана Аду-Бакара «Сладкий родник»

Виолетта Мирзаева
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Инсценирование сказки Ахмедхана Аду-Бакара «Сладкий родник»
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей старшей группы к художественной литературе (инсценирование сказки Ахмедхана Абу – Бакара «Сладкий родник»

(открытый просмотр образовательной деятельности)

Цель: закрепить и расширить знания детей о знакомых сказках; создать у детей радостное эмоциональное настроение, обогащать речь детей образными выражениями с использованием малого фольклорного жанра (русского и дагестанского)

Публикация «Приобщение детей старшей группы к художественной литературе „Инсценирование сказки Ахмедхана Аду-Бакара „Сладкий родник“» размещена в разделах

Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями малого фольклорного жанра; побуждать их к использованию в речи пословиц, поговорок, потешек и т. д., интересоваться смыслом слова, употреблять слова с соответствии с их значением и целью высказывания; дать характеристику героям сказок; формировать художественно – речевые способности; закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам и иллюстрациям; развивать интерес и любовь к сказкам; уточнить и обогатить знания детей о сказках; развивать воображение, память, внимание; воспитывать любовь к художественной литературе.

Предварительная работа: проведение занятий по ознакомлению с народными и авторским произведениями, чтение сказки А. Абубакара «Сладкий родник», заучивание скороговорок, загадок, считалок.

Методические приемы: мультимедийное и музыкальное сопровождение, создание проблемных и игровых ситуаций, загадывание загадок, внезапное появление объектов, вопросы к детям, пояснения, педагогическая оценка, упражнения, элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, иллюстрации, подушки-думки (для «отдыха»)

Словарная работа: фольклор, потешки, пословицы, поговорки, заклички, скороговорки, загадки, припечёт, глядеть не велит, налегке и т. д.

Ход образовательной деятельности

Вос – ль: К нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Дети, мы с вами любим читать разные интересные книги. Посмотрите, какая у нас выставка. Это мы сейчас, можем взять и почитать понравившуюся книгу, а в те далёкие времена когда не было электричества, не было телевизора, народ вечерами развлекал себя и своих детей тем, что рассказывали разные интересные истории из жизни добавляя в них немного «волшебства», а уже в наше время их стали называть сказками. У каждого народа есть свой фольклор. Фольклор – слово немецкое, а в переводе на русский обозначает «народ». И я, приглашаю вас посетить эту народную страну, которая называется Фольклория. Страна Фольклория – это замечательная, удивительная и очень огромная страна, в которой обитают особенные жители: не только сказки, но и поговорки, пословицы, потешки, заклички, песенки, скороговорки, чистоговорки, пестушки, загадки. Как вы думаете, где можно встретить жителей этой особенной страны?

Дети: В книгах, мультфильмах.

В. : И, так первая улица «Загадочная». Сейчас мы поговорим о загадках. Я вам загадаю несколько загадок, а вы не просто угадаете предметы, а скажете, какими интересными словами и выражениями говорится о них.

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

Не игла, да уколю, Не огонь, да опалю! (авар.) (Крапива)

К реке спустился налегке, А стал тяжел- Домой пошел (авар.).(Кувшин)

Высокая девица, тонкая нога, Зеленая косица скрывает жемчуга. (Кукуруза)

Вопросы к детям: - какими словами описано солнышко в этой загадке?

- А как вы понимаете словосочетание «глядеть не велит», «не огонь, да опалю», «спустился налегке», «скрывает жемчуга»?

- Какие слова этих загадки показались вам интересными?

Ну а сейчас, предлагаю отправиться на улицу «Разговорную». Поиграем и поговорим о пословицах и поговорках.

Вос – ль: Что такое пословица?

Дети: Это короткое предложение со смыслом.

Вос – ль: Правильно, дети, пословица содержит примету, предостережение или наставление.

Какие русские народные пословицы вы знаете?

1. «Мал золотник да дорог»;

2. «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»

А какие дагестанские пословицы вы знаете.

1.«Кто весной по полдня спит, тот зимою плачет навзрыд»(дагес)

2. «Куда лопата идет, туда и вода течет» (дагес)

3. «Если хочешь получить от дерева плоды, ухаживай за его корнями»(дагес)

Вос - ль: А что такое поговорка?

Дети: поговорка это просто словосочетание.

Вос - ль: Правильно дети, а кто приведет пример?

Русские народные поговорки

1. «Мал, да удал!»

2. «Не зная броду, не суйся в воду»

Дагестанские поговорки

1. «Краткое слово, сладкое слово»

2. «Без ученья нет уменья»

3. «Скромность всякому к лицу»

Вос – ль: В поговорке красноречивое выражение, можно легко заменить другими словами.

Предлагаю поиграть.

Дидактическая игра «Скажи по другому»

Вос - ль: Я буду называть поговорку, а вы её переделайте так, чтобы она звучала одним словом.

Выражения: «Не по дням, а по часам» --- (быстро)

«Сидеть, сложа руки» --- (лениться)

«Держать слово» --- (не обманывать)

«Дрожит, как осиновый лист» --- (замёрз или боится)

«Остаться с носом» --- (быть обманутым)

«Мал, да удал» --- (шустрый)

В: Следующая улица «Стихотворная»

Здесь живут наши любимые стихи и сейчас мы их вспомним.

Ф. Алиева «Повариха»

Р. Рашидов «Путник»

А. Пушкин «У Лукоморья…»

Пальчиковая игра «Любимые сказки»

А теперь подумайте и скажите, чем сказка отличается от рассказа?

Д: У обоих есть сюжет, главный герой. Но в рассказе нет чуда, волшебства. Рассказы бывают авторскими.

В: Правильно, ребята. Дети, вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные. Какие сказки стоят на этой полке? (литературные или авторские). Почему мы их так называем (их сочинил писатель или поэт). А на этой полке какие сказки? (народные). Почему они так называются? (потому что их придумал народ).

Вос – ль: Какими словами начинаются сказки?

Дети:

• Жили – были;

• В некотором царстве, в некотором государстве;

• Где – то на белом свете

Вос - ль: Какими словами заканчиваются сказки?

Дети :

• Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец;

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок;

• Я там был, мед да пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Вос – ль: На чем можно путешествовать в сказках?

Дети:

• На ковре – самолете;

• На летучем корабле;

• На паровозике из Ромашкино;

• На Сивке – Бурке;

• В карете;

• На воздушном шаре.

Вос - ль: Во многих сказках есть волшебные слова, без которых не обойтись сказочным героям.

1. Какие волшебные слова сказал Иван-Царевич, когда увидел избушку на курьих ножках? - Избушка – избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом.

2. Что говорила коровушка, когда хотела помочь Крошечке-Хаврошечке? Влезь ко мне в …

3. Какие волшебные слова должен был сказать Емеля чтобы отправиться к царю на печи? По щучьему велению по моему хотению…

4. Какими словами должен был позвать коня Иван-Царевич? Сивка – Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.

В: Ребята, мы с вами прочли много дагестанских сказок, а вот внимательно ли вы их слушали, мы сейчас проверим.

Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них отвечать.

1. Что хотела забрать (присвоить) Лиса у Верблюда? (кумык. ск) Землю богатую урожаем.

2. Каков был ответ старика путнику? (авар. ск) Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть насладятся дети и внуки.

3. О чем попросила Цюкер солнечного лучика, чтоб избавить всех от злого хана? («Солнечный лучик» С. Эмиров) Лучик, лучик, растопи ледник, преврати его в могучую бурную реку, затопи проклятый дворец вместе с его хозяином.

4. Какой совет дал дедушка своему внуку Мураду? («Дедушка Мурада» Магомед – Расул) Прежде чем показать работу другим, проверь, всё ли сделано хорошо.

5. О чем просила Синяя птица ханского сына( «Синяя птица» (дарг. ск) Ради твоей лошади отпусти меня.

Вос - ль: Молодцы, на все вопросы ответили верно. А теперь давайте немножко поиграем. Я буду рассказывать лакскую сказку «Кот и мышь», а вы с помощью мимики и жестов будете ее показывать.

Игра-пантомима

Кот и мышь (лакская сказка)

Гонялся кот за мышкой, но не смог её поймать. Тогда он решил обмануть мышь. - - Мышка, мышка, - мурлыкал кот, - ты такая быстрая, ты такая проворная… выйди из норки и беги во-о-н в тот угол. Я дам тебе за это полную мерку пшеницы. – Нет, кот, - пискнула мышь. – Работа слишком мала, а плата чересчур велика. Неспроста это!

Вос - ль: Вижу народные сказки вы хорошо знаете и любите, а хотелось бы узнать какие авторские сказки вы знаете?

Мы с вами познакомились творчеством даргинского писателя Ахмедханом Абубакаром и с его сказкой «Сладкий родник»

Вам понравилась сказка?

Кто главные герои сказки?

Дети: ослик, баран, кабан, бычок и петушок.

Вос - ль: Что же принес ослик в кувшинах?

Дети: Воду.

Вос - ль: Для кого принес ослик воду?

Ответы детей : Для друзей

Вос - ль: кого же ослик встретил по дороге?

Дети: кабана

Вос - ль: что же сделал кабан?

Дети: разбил кувшины и выпил всю воду.

Вос - ль: А как вы думаете правильно он поступил?

Дети: Нет

Вос - ль: Ребята, а давайте покажем эту поучительную сказку нашим гостям.

Вос - ль: какие изменения произошли с животными. Когда они напились воды? ?

Ответы детей. Теленок стал большим, а у барашка шерсть закрутилась колечками, петушок запел.

Вос - ль: Ребята, на вопрос кабана почему вода от меня ушла к вам, что же ответили животные?

Ответы детей. Забыл сосед закон гор Небо общее! горы общие! вода общая! Пей сколько хочешь!

Инсценирование сказки «Сладкий родник»

(Дети обыгрывают сказку)

В: Вот и закончилось наше путешествие по улицам страны Фольклории. Давайте вспомним:

• Что такое фольклор?

• Какие жанрами мы знаем?

• Чему учит пословица?

• Для чего нужна поговорка?

• Какие бывают сказки?

• Каков конец в сказках?

Публикации по теме:

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с устным народным творчеством «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством» Проблема приобщения детей.

Консультация для родителей «Приобщение детей к художественной литературе через любимую книгу» Консультация для родителей. Тема: «Приобщение детей к художественной литературе через любимую книгу» Цель: Приобщить родителей к чтению.

План работы с родителями в первой младшей группе Приобщение детей к художественной литературе План работы с родителями в 1 младшей группе «Капелька» на 2018-2019 учебный год по теме «Приобщение детей к художественной литературе».

Приобщение детей 5–6 лет к художественной литературе Старший дошкольный возраст — качественно новый этап в развитии детей. Ребёнок уже способен не только слушать чтение взрослого в течение.

Приобщение детей к художественной литературе по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» с помощью ИКТ в старшей группе Задачи: *Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. *Учить внимательно и заинтересованно слушать сказку, запомнить.

Приобщение дошкольника к художественной литературе Консультация для родителей: "ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ" Подготовила воспитатель Аминова З. Т. Именно художественная.

Приобщение дошкольников к художественной литературе Книга сопровождает человека с первых дней его жизни. В дошкольном возрасте мы закладываем фундамент, на него должен будет опираться все.

Проект «Приобщение детей к художественной литературе» Педагогический проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе». Проект направлен на приобщение дошкольников к художественной.

Родительское собрание «Приобщение детей к художественной литературе» Родительское собрание Дискуссия «Приобщение детей к художественной литературе» Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских.

Детско-родительский проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок» ««Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». В. А. Сухомлинский Тема проекта: «Приобщение детей к художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Инсценирование сказки Ахмедхана Аду-Бакара «Сладкий родник»
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 16:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей старшей группы к художественной литературе «Инсценирование сказки Ахмедхана Аду-Бакара «Сладкий родник»» (включая файлы) размещена пользователем Виолетта Мирзаева (УИ 1097408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД