Лучший педагог года

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Лариса Ларина
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы.

«Жизнь всякого народа проявляется в своих ей одной свойственных формах», - писал великий русский демократ В. Г. Белинский, подчеркивая этим своеобразие национальных условий, в которых протекает жизнь каждого народа.

Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

В нашем многонациональном государстве каждый народ имеет свой родной язык, свои песни и сказки, музыку и танцы; свое художественное мастерство; свой быт. И все это служит общему делу, все направлено к тому, чтобы еще богаче стала культура каждого народа, каждой национальности, чтобы еще больше поднималась вершина общечеловеческих достижений.

В нашей стране нет культуры или искусства высшего или низшего значения, а существуют искусство и культура всего народа нашей необъятной Родины.

Русский народ занимает почетное место в единой стране. Он создал передовую и богатую культуру и дал человечеству таких гениев, как Лермонтов, Пушкин, Менделеев, Толстой, Циолковский.

Существенным содержанием русской культуры является народное творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поколение за поколением питалось из этой могучей реки. Даже гений Пушкина нуждался в русских народных сказках. Глинка, Чайковский, Мусоргский, идя от народной песни, подняли русскую музыкальную культуру до ее мировых вершин. Великий русский художник Репин также испытал неповторимую силу влияния народного творчества.

Громадным богатством русского народа является его язык. И в наше время каждый с любовью вспомнит ту характеристику, которую да ему Тургенев: «Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу

В наши дни русское народное творчество получило самые широкие возможности для своего развития. Хорошо известны такие творческие коллективы, как ансамбль русского народного танца «Березка», русские народные хоры, ансамбль песни и пляски Русской Армии им. Александрова и многие другие. Мировую известность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и изумительная роспись Хохломы, и нарядное мастерство дымковской, городецкой игрушки, поражающие своими яркими сочными красками.

Во всем этом мы видим проявление одаренности русского народа, его неисчерпаемых творческих сил и талантов. Создавая новые образы народного творчества, люди с бережным вниманием и любовью относится ко всему, что составляют его национальную гордость.

Маленьким детям еще не совсем доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, и именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Все это откладывает свой отпечаток на его мышлении, характере. Как же не стремиться ему быть храбрым, когда сказка учит побеждать храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Приключения Колобка в народной сказке для маленького ребенка поистине героическая эпопея. Игра любит быть ловким: мышка не должна попадаться кошке. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время и чем он жил в прошлом.

Близость детям творчества своего народа обусловлена тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве другого народа недоступно не только для ребенка, но и для взрослого.

Знакомый колорит облегчает восприятие произведений искусств разных народов. В этом смысле следует понимать требование воспитывать детей на содержании мировом, общечеловеческом, но делать это на родных, национальных явлениях.

Почему народное творчество доступно детям? Выше уже говорилось, что ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несет в себе народное творчество. В народных детских играх и игрушках блестяще соединялось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов, интересов.

Народное творчество – это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, на сколько люди будут помнить, и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 16 января 2020 в 21:31
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Ларина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД