Лариса Ларина
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы.
«Жизнь всякого народа проявляется в своих ей одной свойственных формах», - писал великий русский демократ В. Г. Белинский, подчеркивая этим своеобразие национальных условий, в которых протекает жизнь каждого народа.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
В нашем многонациональном государстве каждый народ имеет свой родной язык, свои песни и сказки, музыку и танцы; свое художественное мастерство; свой быт. И все это служит общему делу, все направлено к тому, чтобы еще богаче стала культура каждого народа, каждой национальности, чтобы еще больше поднималась вершина общечеловеческих достижений.
В нашей стране нет культуры или искусства высшего или низшего значения, а существуют искусство и культура всего народа нашей необъятной Родины.
Русский народ занимает почетное место в единой стране. Он создал передовую и богатую культуру и дал человечеству таких гениев, как Лермонтов, Пушкин, Менделеев, Толстой, Циолковский.
Существенным содержанием русской культуры является народное творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поколение за поколением питалось из этой могучей реки. Даже гений Пушкина нуждался в русских народных сказках. Глинка, Чайковский, Мусоргский, идя от народной песни, подняли русскую музыкальную культуру до ее мировых вершин. Великий русский художник Репин также испытал неповторимую силу влияния народного творчества.
Громадным богатством русского народа является его язык. И в наше время каждый с любовью вспомнит ту характеристику, которую да ему Тургенев: «Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!»
В наши дни русское народное творчество получило самые широкие возможности для своего развития. Хорошо известны такие творческие коллективы, как ансамбль русского народного танца «Березка», русские народные хоры, ансамбль песни и пляски Русской Армии им. Александрова и многие другие. Мировую известность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и изумительная роспись Хохломы, и нарядное мастерство дымковской, городецкой игрушки, поражающие своими яркими сочными красками.
Во всем этом мы видим проявление одаренности русского народа, его неисчерпаемых творческих сил и талантов. Создавая новые образы народного творчества, люди с бережным вниманием и любовью относится ко всему, что составляют его национальную гордость.
Маленьким детям еще не совсем доступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, и именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.
Все это откладывает свой отпечаток на его мышлении, характере. Как же не стремиться ему быть храбрым, когда сказка учит побеждать храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Приключения Колобка в народной сказке для маленького ребенка поистине героическая эпопея. Игра любит быть ловким: мышка не должна попадаться кошке. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.
Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время и чем он жил в прошлом.
Близость детям творчества своего народа обусловлена тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве другого народа недоступно не только для ребенка, но и для взрослого.
Знакомый колорит облегчает восприятие произведений искусств разных народов. В этом смысле следует понимать требование воспитывать детей на содержании мировом, общечеловеческом, но делать это на родных, национальных явлениях.
Почему народное творчество доступно детям? Выше уже говорилось, что ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несет в себе народное творчество. В народных детских играх и игрушках блестяще соединялось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов, интересов.
Народное творчество – это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, на сколько люди будут помнить, и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.