Приложение МААМ

Приобщение детей с ТНР к традиционным ценностям русского народа путем народных игр в работе учителя-логопеда

Наталья Фогель
Приобщение детей с ТНР к традиционным ценностям русского народа путем народных игр в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

«Если вы не думаете о своем будущем, значит, у вас его не будет…»

Бертран Рассел.

Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми, как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины, развитие интернет пространства и влияние запада постепенно затмили старинные русские народные игры.

Публикация «Приобщение детей с ТНР к традиционным ценностям русского народа путем народных игр в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Народные игры являлись традиционным средством воспитания и развития детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Испокон веков в них отражался образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве и сейчас как никогда важно заложить «кирпичики» в воспитании подрастающего поколения и будущего для наших детей. Сегодня традиционные ценности России закреплены законодательно, что очень важно. Они начинают возрождаться и не перестают восхищать своей живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.

Игра, а тем более народная – это отличный способ укрепить дух ребенка, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную сферу, а еще расширить знания и представления об окружающей среде. Для детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи это очень важно и имеет исключительное значение: «игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира».

В. А. Сухомлинский отмечал, что игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Русская народная игра будет средством воспитания детей, если она будет включаться в целостный коррекционный и педагогический процесс.

Число детей с тяжелыми нарушениями речи значительно растет, что проявляется в их поведении и коммуникабельности, при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Использование фольклорного материала на логопедических занятиях нацелено на формирование системы знаний (о традициях русского народа, обычаях, хороводах, загадках и так далее) и системы умений (слушать, воспринимать, воспроизводить доступный фольклорный материал на этапе автоматизации и дифференциации звуков).

Учитель-логопед на коррекционных занятиях с детьми, для того, чтобы сконцентрировать внимание, сохранить их интерес и минимизировать уровень утомляемости, проводит частую смену игровой деятельности путем внедрения, в образовательный процесс специально разработанных и организованных физкультминуток. Физкультминутки представлены в виде, например, русской народной игры «Вейся, венок».

Дети и учитель-логопед стоят вокруг стула, образуя круг. Учитель-логопед произносит :

«Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки.

Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети разбегаются по кабинету).

По сигналу учителя-логопеда : «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети подбегают, образовывая круг). Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:

Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,

Будем листья собирать, сделаем веночек.

Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,

И веночки мы сплетём из листочков разных.

Адаптируя данную игру, в рамках лексических тем учебного плана образовательной организации, позволит закрепить программный материал, повысить результативность и эффективность ожидаемого воздействия физкультминутки на организм обучающегося с ОВЗ.

Использование народных игр на каждом этапе логопедического сопровождения уместно применять в разных видах деятельности: групповых и индивидуальных формах логопедической работы. Так, для решения задач по автоматизации слогов, слов, словосочетаний учителем-логопедом была адаптирована русская народная игра «Бирюльки».

Это игра известна издревле, однако, ее знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Палочки решено было заменить на цветные карандаши – ведь они в свободном доступе. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый ребенок по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев».

Использование русского фольклора в играх с детьми чрезвычайно важно, так как игра является основным видом их деятельности.

Народная игра «Блошки». Целью, которой является формирование у детей умения делить слова на слоги. Учитель-логопед произносит :

«Будем с блошками играть, слоги в слове мы считать!

Сколько в слове слогов – столько будет и прыжков».

Взрослый называет слова, а дети прыгают столько раз, сколько слогов в этом слове.

Посредством использования в работе фольклорного материала с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи решаются следующие задачи:

1. Обогащается словарный запас ребенка (дети знакомятся с новыми словами и их семантикой).

2. Формируется сенсомоторная сторона речи (речь и движение).

3. Развивается общая моторика организма.

Систематичное введение в структуру занятия детей с ТНР русского фольклорного творчества повышает уровень их активной речи, положительного эмоционального состояния и приобщает к русской народной культуре.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей с ТНР к традиционным ценностям русского народа путем народных игр в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 15 ноября 2024 в 13:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей с ТНР к традиционным ценностям русского народа путем народных игр в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Фогель (УИ 3033053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД