Наталья Фогель
Приобщение детей с ТНР к традиционным ценностям русского народа путем народных игр в работе учителя-логопеда
▼ Скачать +Заказ
«Если вы не думаете о своем будущем, значит, у вас его не будет…»
Бертран Рассел.
Русский народ издревле славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми, как для детей, так и для взрослых. Однако, время, воины, развитие интернет пространства и влияние запада постепенно затмили старинные русские народные игры.
Народные игры являлись традиционным средством воспитания и развития детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Публикация «Приобщение детей с ТНР к традиционным ценностям русского народа путем народных игр в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Народная культура, фольклор
- Работа логопеда. Логопедия
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Испокон веков в них отражался образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве и сейчас как никогда важно заложить «кирпичики» в воспитании подрастающего поколения и будущего для наших детей. Сегодня традиционные ценности России закреплены законодательно, что очень важно. Они начинают возрождаться и не перестают восхищать своей живостью, оригинальными идеями и заданиями, наполненными шумным весельем.
Игра, а тем более народная – это отличный способ укрепить дух ребенка, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную сферу, а еще расширить знания и представления об окружающей среде. Для детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи это очень важно и имеет исключительное значение: «игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира».
В. А. Сухомлинский отмечал, что игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Русская народная игра будет средством воспитания детей, если она будет включаться в целостный коррекционный и педагогический процесс.
Число детей с тяжелыми нарушениями речи значительно растет, что проявляется в их поведении и коммуникабельности, при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.
Использование фольклорного материала на логопедических занятиях нацелено на формирование системы знаний (о традициях русского народа, обычаях, хороводах, загадках и так далее) и системы умений (слушать, воспринимать, воспроизводить доступный фольклорный материал на этапе автоматизации и дифференциации звуков).
Учитель-логопед на коррекционных занятиях с детьми, для того, чтобы сконцентрировать внимание, сохранить их интерес и минимизировать уровень утомляемости, проводит частую смену игровой деятельности путем внедрения, в образовательный процесс специально разработанных и организованных физкультминуток. Физкультминутки представлены в виде, например, русской народной игры «Вейся, венок».
Дети и учитель-логопед стоят вокруг стула, образуя круг. Учитель-логопед произносит:
«Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки.
Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети разбегаются по кабинету).
По сигналу учителя-логопеда: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети подбегают, образовывая круг). Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:
Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,
Будем листья собирать, сделаем веночек.
Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,
И веночки мы сплетём из листочков разных.
Адаптируя данную игру, в рамках лексических тем учебного плана образовательной организации, позволит закрепить программный материал, повысить результативность и эффективность ожидаемого воздействия физкультминутки на организм обучающегося с ОВЗ.
Использование народных игр на каждом этапе логопедического сопровождения уместно применять в разных видах деятельности: групповых и индивидуальных формах логопедической работы. Так, для решения задач по автоматизации слогов, слов, словосочетаний учителем-логопедом была адаптирована русская народная игра «Бирюльки».
Это игра известна издревле, однако, ее знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Палочки решено было заменить на цветные карандаши – ведь они в свободном доступе. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый ребенок по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев».
Использование русского фольклора в играх с детьми чрезвычайно важно, так как игра является основным видом их деятельности.
Народная игра «Блошки». Целью, которой является формирование у детей умения делить слова на слоги. Учитель-логопед произносит:
«Будем с блошками играть, слоги в слове мы считать!
Сколько в слове слогов – столько будет и прыжков».
Взрослый называет слова, а дети прыгают столько раз, сколько слогов в этом слове.
Посредством использования в работе фольклорного материала с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи решаются следующие задачи:
1. Обогащается словарный запас ребенка (дети знакомятся с новыми словами и их семантикой).
2. Формируется сенсомоторная сторона речи (речь и движение).
3. Развивается общая моторика организма.
Систематичное введение в структуру занятия детей с ТНР русского фольклорного творчества повышает уровень их активной речи, положительного эмоционального состояния и приобщает к русской народной культуре.