Наташа
Приобщение детей с ТНР к культурному наследию и народным традициям в процессе игровой и художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста обусловлено реальным расширением детских возможностей, характеризующихся существенными изменениями в мотивационном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в развитии игровой, познавательной, художественной деятельности, общении. Поскольку ребенок по мере взросления все более углубляется в построение связей и закономерностей, взаимоотношений и взаимодействий между отдельными сторонами социальной жизни, он начинает ориентироваться в пространственно-временных отношениях, понимать причинно-следственные связи событий, происходящих вокруг, уметь налаживать эмоциональные и познавательные контакты с людьми из ближайшего социального окружения. При этом пути социального познания через осознание ценности своего «Я», социального «Я» расширяются и появляется внутренняя позиция «Я патриот» в соответствии с системой действующих отношений и потребностей общества. Возникает возможность наиболее эффективно влиять на процесс патриотического воспитания дошкольников. Это позволяет утверждать, что патриотическое воспитание не может быть реализовано какими-то конкретными формами и методами образования, так как процесс патриотического воспитания личности непрерывен и начинается с младшего дошкольного возраста.
Публикация «Приобщение детей с ТНР к культурному наследию и народным традициям в процессе игровой и художественной деятельности» размещена в разделах
В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым. Отстоять и преумножить ценности национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда ребёнок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребёнка, а он, в свою очередь, испытывал потребность в истинной культуре, в овладении её ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.
На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру, культурное наследие. Национальная культура - совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации. Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому - всё это воплощено в учебно-воспитательном процессе учреждения дошкольного образования, в частности в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Патриотическое воспитание детей всегда является одной из важнейших задач образовательного учреждения, а особенно в коррекционных группах, так как дети с тяжёлыми нарушениями речи — это сложный своеобразный контингент. Но как научить этому детей, в какой форме лучше донести до них эти знания. Данный вопрос не раз задавал себе каждый из педагогов.
Патриотическое воспитание в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи основывается на планомерной и последовательной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны. Интерес воспитанников к изучению объёмного материала в значительной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами необходимо учитывать педагогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой морали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-познавательные впечатления ребёнка, дополнительно мотивирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Чем выше уровень овладения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.
Цель патриотического воспитания дошкольников — формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.
Работая в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, одним из основных направлений воспитательной работы мы определяем формирование представлений о патриотизме.
Данное направление работы для нашей категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями восприятия детей с тяжелыми нарушениями речи, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм». Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям, к папе, маме, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются через восхищение своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Успешность приобщения детей в группе ТНР к культурному национальному наследию становится возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, свойственные дошкольному возрасту. Для этого используем разные формы познания: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, инсценировки, праздники, развлечения, рассматривание иллюстраций, игры (подвижные белорусские народные, развивающие, дидактические) и др.
Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.
Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводить через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом.
Для более широкого приобщения к родным истокам в группе организован центр по формированию основ гражданско-патриотической культуры «Моя родина - Беларусь» и «Этнографический уголок». Именно в Этнографическом уголке впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. В данном уголке для каждого ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси - Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В старшей группе формируют представления воспитанников о: семье, родословной; своем детском саде как втором доме, столице нашей Родины, флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей города, с географическим расположением в РБ, с какими государствами граничит. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
С этой целью собран материал для ознакомления:
• государственная символика (флаг, герб, текст гимна, портрет президента);
• альбомы: «Моя семья», «Детский сад», «Родной город Волковыск», «Минск - столица Беларуси»; «Архитектурные памятники» «Народные и государственные праздники», «История и знаменитые имена Отечества», «Областные центры Беларуси», «Гродненская область», «Профессии», «Великая Отечественная война» идр;
• Лэпбук «Великая Отечественная война»;
• родословные древа детей;
• иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
• куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• предметы декоративно-прикладного искусства ( вышитые изделия: скатерти, полотенца; керамика: миски, вазы, кувшинчики- спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т. д. ; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др. ; белорусские народные игрушки (свистульки);
• иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
• книги с белорусскими народными сказками, потешками,
прибаутками;
• карта страны, глобус;
• познавательная и художественная литература;
• дидактические и развивающие игры
Реализация основ гражданско-патриотической культуры в детском саду происходит во всех видах деятельности. Более подробно хочется остановится на игровой и художественной деятельности.
Особое место в процессе приобщения к национальной культуре занимает белорусский национальный фольклор. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В фольклоре, особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки - воспитывают в детях чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Наиболее важным воспитательным средством являются сказки. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно вводить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. Причину успеха сказок у детей в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
В группе для детей с ТНР организована библиотека, где собраны белорусские народные сказки “Пых”, “Пеўнік і курачка”, “Як Іванка Прастачок дзяцей даглядау”, “Бурбалка, саломшка і лапаць”, “Тры сябрьг” и другие, потешки, песенки, альбом «Белорусские писатели и поэты», иллюстрации к белорусским народным сказкам и т. д.
Дошкольникам доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна Беларуси, с правилами поведения во время звучания гимна. Полученные представления дети отражают в рисунках, конструктивной деятельности. В свободное время, по желанию детей, конструировали флаг Беларуси, изготавливали коллаж «Моя Беларусь».
Патриотизм должен прививаться в семье, в учреждении дошкольного образования, т. к. именно в дошкольном возрасте начинает формироваться мировоззрение человека. «Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но получается иногда так, что мы сами взрослые, мало что знаем о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. Совместно с родителями сделаны родословные древа, с помощью, которых мы изучаем родственные отношения: папа, мама, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и т. д. и дети составляют рассказы о своих родственниках. Проводим словесные игры «Кто кем приходится?», «Что умеет делать мама?», «Что делаем вместе?», закрепляем в речи глаголы-действия.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. Знакомство с семьей, родственными отношениями, происходит с помощью рассматривания альбома «Моя семья», дидактического лэпбука «Дружная семья», семейных фотографий, иллюстраций. Особое внимание и более углубленное уделяется во время тематической недели «Семья». Дети приносят семейные фото и всю неделю мы беседуем, играем, закрепляем родственные отношения (бабушка - внук, внучка, папа - дочка, сын, брат - сестра и т. д.).
С помощью дидактической игры “Беларуская хатка” знакомим детей с убранством крестьянской избы, с названиями предметов быта. Конкретизируя представления о Беларуси, детям читают художественные произведения, подбирают книги и альбомы для самостоятельного рассматривания иллюстраций. Эффективным средством приобщения дошкольников к культурному наследию и народным традициям является использование художественных материалов, рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикладного искусства, ремесленных изделий: салфетки, рушники, изделия из глины, льна, соломы. Привлекает детей рассматривание альбомов: «Элементы белорусского орнамента», «Беларуси нацыянальны касцюм”, иллюстрации к белорусским народным сказкам, «Беларуси арнамент”, “Беларусия стравы” и др. Рассматривая альбом «Белорусский национальный костюм» вместе с детьми окунаемся в прошлое белорусской одежды, ее разнообразие. Используя элементы орнамента, дети в свободной деятельности украшают одежду, предметы обихода (салфетки, полотенце и т. д.). Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Разнообразные игровые ситуации, рассказы воспитателя помогают детям понять и полюбить народное искусство.
Дидактические и развивающие игры по приобщению детей к культурному наследию позволяют открыть комплекс разнообразной деятельности детей : мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о родном крае, об Армии, о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах. И оно направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явлениям окружающей жизни, и способностям противостоять отрицательным фактам и явлениям.
В группе для детей с ТНР изготовлены игры серии «Теневое лото» : «Растения Беларуси», «Насекомые Беларуси», «Птицы Беларуси», «Минск - столица Беларуси», «Деревья Беларуси», дидактическая игра «Карта Беларуси», имеются пазлы «карта Беларуси», «Рецепты Бульбашика», изготовлена настольно-печатная игра-путешествие «На росстанях крашы» : Путешествие по Волковыску», «Путешествие по улицам Волковыска», «Их именами названы улицы нашего города», лэпбук «Красная книга Беларуси» и другие. В ходе игр детей знакомим с растениями, насекомыми, птицами, животными Беларуси, белорусскими блюдами, улицами города, знакомыми зданиями и достопримечательностями родного города, активизируем словарь детей, правильное произношение звуков. С помощью этого лэпбука дети знакомятся с заповедниками, с растениями и животными, которые находятся на грани исчезновения. Широко используем в работе с детьми группы ТНР пособие серии «Страницы родной земли».
Важную роль в патриотическом воспитании детей играют народные игры. Каждый народ имеет свои самобытные игры, которые отражают характер народа. Игры белорусского народа очень тесно связаны с бытом, трудовой деятельностью людей, природой, которая их окружает. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.
Когда - то игры имели культовые функции, но с течением времени утратили связь с обрядами и превратились в забаву. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.
Включая народную игру в воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Поэтому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. В детском саду применяем такие игры, как «Прэла-гарэла», «Грушка», «Млын», «Шэры кот», «Пярсценак» и другие.
В рамках детского сада был разработан материал по патриотическому воспитанию:
- маршрут выходного дня для детей и родителей «Мой Волковыск, ты наш дом - отчий кров» (на сайте учреждения). Данный материал был оформлен в альбом, который используем как на занятиях, так и в игровой и художественной деятельности. Особенно детям нравится сравнивать здания, улицы современные и прошлого времени. С помощью данного материала дети окунаются в историю происхождения Волковыска, знакомятся с легендой о Волковыске, прослеживается маршрут от площади Ленина, через Шведскую гору, до улицы Жолудева и назад на площадь к Аллее героев. Та ким образом дети знакомятся с историческим наследием своего города, своей малой Родины, городом Волковыском. Дети выбирают какое-либо место в городе, мы рассматриваем иллюстрацию, сравниваем: каким было, например, здание раньше или улица, каким стало теперь. Подкрепляем это историей.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом белорусского народа, научить детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.
Таким образом, сформированное в дошкольном возрасте ценностное отношение к окружающему миру, родной стране ребенок пронесет через всю жизнь, а приобретаемые в последующем знания и представления будут накладываться на это отношение и, безусловно, лягут в основу формирования гражданской идентичности. Поэтому формирование гражданственности и патриотизма является не только ключевой задачей социокультурной модернизации общества, но и представляет практическую ценность для повышения качества образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.
Свое выступление хочу закончить словами С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».