Казак Евгения
Приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к традиционным духовно- нравственным ценностям.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, в этом возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения.
Публикация «Приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма,
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости,
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний,
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)
Цель: Приобщение дошкольников к традициям жизни русского народа, к истокам народной и православной культуры, посредством формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Основные направления духовно-нравственного воспитания :
1. Воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважения к правам и свободе каждого человека.
2. Воспитание эстетического сознания и нравственных чувств.
3. Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, обучению и жизни.
4. Формирование и развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни, своему здоровью, любви и уважения к семье, воспитание семейных ценностей.
5. Воспитание уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе, родной земле.
6. Воспитание ценностного отношения к эстетически прекрасному, формирование представлений об идеалах и ценностях.
Принципы духовно-нравственного воспитания :
• принцип личного нравственного примера;
• принцип социально педагогического партнерства между всеми участниками воспитательно - образовательного процесса;
• принцип индивидуальности воспитания;
• принцип интеграции программ воспитания;
• принцип актуальности и востребованности воспитания.
Формы работы с детьми:
• - тематические занятия, беседы;
• - игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные);
• - чтение и обсуждение произведений разных жанров (книги «Добрый мир»);
• - просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов;
• - мини-музеи;
• - тематические экскурсии и целевые прогулки (например, наблюдение за природой);
• - постановки сценок на нравственные темы;
• - тематические досуги, праздники;
• - выставки детского творчества.
Духовно-нравственное воспитание решает ряд следующих задач:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма:
o формирование элементарных представлений об устройстве государства;
o воспитание уважительного отношения к национальному языку, культуре, традициям, истории, народных героях и т. п. ;
o формирование представлений о символах государства и их значении;
o формирование элементарных представлений о правах граждан, различных институтах общества и их участии в жизни общества;
o воспитание стремления принимать активное участие в жизни общества и государства;
o формирование представлений о роли человека в обществе и государстве;
o воспитание любви и уважения к Родине, стремление ее защищать;
o воспитывать умение отвечать за свои поступки и действия.
(Фото к проекту «Лыжин двор»- изучение истории родного города)
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
o формирование первоначального представления о национальных ценностях, бережного отношения к природе;
o формирование представлений о хороших и плохих поступках, развитие направленности на хорошие поступки и негативное отношение к отрицательным;
o прививать уважительное отношение к старшим, родителям, сверстникам, младшим, формирование дружеского отношения внутри детского коллектива;
o формирование элементарных религиозных представлений и религиозной картине мире, месте и значении религии в государстве;
o прививать правила поведения в обществе, школе, детском саду, на природе и т. д.
( Фото: День друзей, Дерево Добра и зла, День пожилого человека, День матери)
(Книги по программе «Добрый мир»- читая их детям, прививаем элементарные религиозные представления)
( Знакомство с праздниками: Масленица, Пасха, Рождество и другими)
3. Воспитание трудолюбия:
o формирование первичных представлений о значимости образования и труда в жизни каждого человека;
o развитие представлений о роли науки, научных открытиях в жизни общества и государства;
o формирование уважительного отношения к труду и творчеству, ознакомление с основными профессиями;
o развитие дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, соблюдения правил поведения на рабочем месте;
o формирование бережного отношения к результатам своего труда и труда других, бережного отношения к предметам, личным вещам, школьному имуществу и т. д. ;
o формирование отрицательного отношения к таким проявлениям как лень, небрежность, неаккуратность и т. д.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ:
o воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей;
o развитие элементарных представлений о взаимосвязи нравственного и физического здоровья человека;
o формирование понимания значимости физической культуры и спорта в жизни каждого человека, сохранении и укреплении его здоровья;
o развитие знаний о гигиене, развитие привычки соблюдения личной гигиены;
o формирование представлений о значении природы в жизни человека и ее положительного влияния на здоровье;
o формирование негативного представления о возможном отрицательном влиянии на физическое и психического здоровье человека избытка компьютерных игр, телевидения и т. п.
o развитие отрицательного отношения к несоблюдению правил гигиены и режима дня.
5. Воспитание ценностного отношения к природе :
o развитие интереса к природе, ее явлениям, формам жизни и ее проявлениям, роли человека в природе, желания ее беречь и сохранять;
o формирование элементарных знаний и опыта природоохранной деятельности, бережное отношение к растениям и животным, любви к ним.
6. Воспитание эстетических компетенций:
o формирование представлений и физической и душевной красоте человека, ее проявлениях;
o формирование и развитие эстетического вкуса, идеалов, чувства прекрасного, умения находить красивое в повседневной жизни, потребности создавать произведения искусства собственными руками, стремление окружать себя прекрасным;
o формирование интереса к произведениям искусствам (книгам, картинам, концертам, выставкам и т. д., умения воспринимать прекрасное и переживать эстетические чувства;
o развитие умения не просто созерцать прекрасное и внутренне его переживать, но и уметь давать ему оценку, выражать свои чувства;
o формирование отрицательного отношения к безобразному, отрицательным поступкам, неряшливости и т. д.
Таким образом, задачи духовно-нравственного воспитания достаточно обширные и распространяются на все стороны жизни человека. С первых лет жизни ребёнка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости работы воспитателя.
В. А. Сухомлинский писал:
«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Литература:
- Е. А. Алябьева «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками»
- О. П. Князева и М. Д. Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Абдулова Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе // Воспитатель ДОУ - 2015 - № 2.
- Красова Т. Д. Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников//Воспитатель ДОУ -2012-№ 4.- с. 43