Папки-передвижки

Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ

Оксана Ноговицына
Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей к русской народной культуре

посредством организации мини-музея в ДОУ

Практика показывает, что изучение родного края имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота.

Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ» размещена в разделах

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в нашем детском саду был создан мини-музей вятской культуры, который развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Включение мини-музея в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю вятской культуры.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

Приобщать дошкольников к истокам народной культуры и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его культуре, интерес к жизни народа в разное историческое время.

Развивать конкретные представления о предметах народного быта и их назначении (знакомство с жилищем, орудиями труда, одеждой, а также учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц и парков).

Привлекать родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре и созданию центра вятской культуры в детском саду.

Наш мини-музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Главное в нём - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. В мини-музее «Вятушка» собраны различные экспонаты и коллекции. Я предлагаю познакомиться с некоторыми из них.

Наш музей поделён на зоны. Зоны мы назвали залами. Первый зал – палеонтологический, это мир динозавров. Он особенно нравится детям, так как здесь они превращаются в настоящих археологов. Они производят раскопки, узнают интересные сведения о динозаврах-хищниках и динозаврах травоядных. А поняв, что динозавры обитали на территории Вятского края, дети приходят в восторг.

Второй зал «Вятская старина» – это гордость нашего музея. Здесь мы оформляем следующие экспозиции:

«Деревенский быт», «Домашняя утварь» - собрали старинные предметы быта - изделия из дерева, бересты, чугуна;

«Слобода Дымково», «Дымковская игрушка», «Мастерская кукол» - куклы из ткани, соломы;

«Вятка купеческая», «Одежда наших предков» - предметы рукотворного мира (варежки, носки, творения умелых женских рук, вышивка, прядение);

В разделе «Библиотека» собраны потешки, заклички, детские работы, картинки и иллюстрации предметов русского быта, фонотека русских народных песен и звуков инструментов.

В разделе «Игротека» - различные русские народные игры и атрибуты для игр. Дети могут использовать их в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с воспитателем в процессе образовательной деятельности.

Любой предмет, находящийся на полочках этого мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Для этого используем следующие формы работы: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры, развлечения, спортивные досуги, на которых знакомим детей с русскими народными играми, мастер-классы для детей по изготовлению дымковской игрушки, занятия с творческими заданиями, исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, художественная деятельность.

Русская изба : предметы быта

Колесо истории Земли Вятской

История моего города

Край, в котором мы живём.

Третий зал мы назвали «Современность». Это история недавно минувших дней и дней сегодняшних. В этом зале наиболее часто происходит смена экспозиций. Это может зависеть от времени года, от исторических дат, календарных праздников, событий в масштабах страны, области, города, детского сада.

Темы выставок, которые были организованы в этом зале : «Знаменитые земляки Вятского края», «Творчество Вятских художников», «Достопримечательности Вятского края», «Киров спортивный», «Вятка индустриальная», «Вятский лоскуток», «Игрушки наших бабушек»

Экспонаты всех коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр. Кроме того, предметы быта из разных материалов могут использоваться для классификации. Экспонаты могут быть использованы в непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Большую роль в процессе организации музея мы отвели родителям. На собраниях познакомили родителей с нашей идеей, которая их очень заинтересовала. Подчеркнули, что воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране помогут сформировать у них бережное отношение к природе и ко всему живому, развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство гордости за достижения страны, формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям. В свою очередь, родители оказали нам помощь в пополнении мини-музея экспонатами. Интерес и помощь родителей не оставили равнодушными и детей : прикосновение к истории своей семьи вызвало у них сильные эмоции, сопереживание и гордость. А у родителей появился интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях детского сада.

Самая любимая и естественная деятельность дошкольников – игра. Именно игра является основной формой и содержанием наших занятий. В предлагаемых видеосюжетах воспитатель нашего детского сада Баранова Ирина Алексеевна проводит занятия с использованием “мини-музея” и закрепляет в играх и в продуктивных видах деятельности.

При ознакомлении детей с народным бытом и рукотворным миром используем макет русской избы, есть русские народные костюмы, посуда, фотоальбомы с изображением различных старинных предметов. К каждому экспонату подобраны малые фольклорные произведения: загадки, песенки, потешки.

Веселые хороводные и имитационные игры, игры с элементами ряженья и театрализованные игры, сюжетные игры, проводимые в группах, поднимают настроение, сближают детей, способствуют развитию активности, самостоятельности, коммуникативности, развивают воображение и творчество, расширяют кругозор, формируют эстетический вкус.

Мы уверенны, что создание мини-музея в стенах детского сада позволит обогатить и разнообразить образовательный процесс, вовлечь родителей в жизнь группы и ДОУ, создать условия для развития познавательной активности детей.

И несколько советов для тех, кто заинтересовался созданием мини-музея :

1. В мини-музее отсутствует правило «Не трогать руками!». Экспонаты можно не только рассмотреть, но и исследовать на ощупь, что является необходимым условием развития детей.

2. Каждая экспозиция в музее – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

3. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора, а из этого может вырасти новая экспозиция.

4. Музей должен работать – приглашайте гостей из других групп, проводите экскурсии для родителей. Это поможет не только развивать речь детей, повышать их самооценку, но и заразить родителей музейной педагогикой.

5. Помимо экспозиций в музее можно создать игротеку с настольными играми и игрушками по теме экспозиции и мастерскую, в которой ребенок может создать поделки, рисунки, рукописные книги.

6. Для поддержания интереса детей к музею должно обеспечиваться постоянное пополнение экспозиции либо ее смена.

7. Экспонаты музея можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей.

8. Не забывайте про эстетичность экспозиции, красиво подписанные, расположенные на отдельных подставках экспонаты будут не только способствовать эстетическому развитию детей, но и гармонично вписываться в предметно-развивающую среду.

В ходе работы мы убедились, что организация работы в детском саду по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Это увлекательное и интересное дело, доступное каждому.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Приобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами РоссииПриобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами России Содержание работы: Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 13:12
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Ноговицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД