Оксана Ноговицына
Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к русской народной культуре
посредством организации мини-музея в ДОУ
Практика показывает, что изучение родного края имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота.
Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ» размещена в разделах
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в нашем детском саду был создан мини-музей вятской культуры, который развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Включение мини-музея в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю вятской культуры.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
Приобщать дошкольников к истокам народной культуры и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его культуре, интерес к жизни народа в разное историческое время.
Развивать конкретные представления о предметах народного быта и их назначении (знакомство с жилищем, орудиями труда, одеждой, а также учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц и парков).
Привлекать родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре и созданию центра вятской культуры в детском саду.
Наш мини-музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Главное в нём - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. В мини-музее «Вятушка» собраны различные экспонаты и коллекции. Я предлагаю познакомиться с некоторыми из них.
Наш музей поделён на зоны. Зоны мы назвали залами. Первый зал – палеонтологический, это мир динозавров. Он особенно нравится детям, так как здесь они превращаются в настоящих археологов. Они производят раскопки, узнают интересные сведения о динозаврах-хищниках и динозаврах травоядных. А поняв, что динозавры обитали на территории Вятского края, дети приходят в восторг.
Второй зал «Вятская старина» – это гордость нашего музея. Здесь мы оформляем следующие экспозиции:
«Деревенский быт», «Домашняя утварь» - собрали старинные предметы быта - изделия из дерева, бересты, чугуна;
«Слобода Дымково», «Дымковская игрушка», «Мастерская кукол» - куклы из ткани, соломы;
«Вятка купеческая», «Одежда наших предков» - предметы рукотворного мира (варежки, носки, творения умелых женских рук, вышивка, прядение);
В разделе «Библиотека» собраны потешки, заклички, детские работы, картинки и иллюстрации предметов русского быта, фонотека русских народных песен и звуков инструментов.
В разделе «Игротека» - различные русские народные игры и атрибуты для игр. Дети могут использовать их в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с воспитателем в процессе образовательной деятельности.
Любой предмет, находящийся на полочках этого мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Для этого используем следующие формы работы: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры, развлечения, спортивные досуги, на которых знакомим детей с русскими народными играми, мастер-классы для детей по изготовлению дымковской игрушки, занятия с творческими заданиями, исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, художественная деятельность.
Русская изба : предметы быта
Колесо истории Земли Вятской
История моего города
Край, в котором мы живём.
Третий зал мы назвали «Современность». Это история недавно минувших дней и дней сегодняшних. В этом зале наиболее часто происходит смена экспозиций. Это может зависеть от времени года, от исторических дат, календарных праздников, событий в масштабах страны, области, города, детского сада.
Темы выставок, которые были организованы в этом зале : «Знаменитые земляки Вятского края», «Творчество Вятских художников», «Достопримечательности Вятского края», «Киров спортивный», «Вятка индустриальная», «Вятский лоскуток», «Игрушки наших бабушек»
Экспонаты всех коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр. Кроме того, предметы быта из разных материалов могут использоваться для классификации. Экспонаты могут быть использованы в непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Большую роль в процессе организации музея мы отвели родителям. На собраниях познакомили родителей с нашей идеей, которая их очень заинтересовала. Подчеркнули, что воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране помогут сформировать у них бережное отношение к природе и ко всему живому, развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство гордости за достижения страны, формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям. В свою очередь, родители оказали нам помощь в пополнении мини-музея экспонатами. Интерес и помощь родителей не оставили равнодушными и детей : прикосновение к истории своей семьи вызвало у них сильные эмоции, сопереживание и гордость. А у родителей появился интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях детского сада.
Самая любимая и естественная деятельность дошкольников – игра. Именно игра является основной формой и содержанием наших занятий. В предлагаемых видеосюжетах воспитатель нашего детского сада Баранова Ирина Алексеевна проводит занятия с использованием “мини-музея” и закрепляет в играх и в продуктивных видах деятельности.
При ознакомлении детей с народным бытом и рукотворным миром используем макет русской избы, есть русские народные костюмы, посуда, фотоальбомы с изображением различных старинных предметов. К каждому экспонату подобраны малые фольклорные произведения: загадки, песенки, потешки.
Веселые хороводные и имитационные игры, игры с элементами ряженья и театрализованные игры, сюжетные игры, проводимые в группах, поднимают настроение, сближают детей, способствуют развитию активности, самостоятельности, коммуникативности, развивают воображение и творчество, расширяют кругозор, формируют эстетический вкус.
Мы уверенны, что создание мини-музея в стенах детского сада позволит обогатить и разнообразить образовательный процесс, вовлечь родителей в жизнь группы и ДОУ, создать условия для развития познавательной активности детей.
И несколько советов для тех, кто заинтересовался созданием мини-музея :
1. В мини-музее отсутствует правило «Не трогать руками!». Экспонаты можно не только рассмотреть, но и исследовать на ощупь, что является необходимым условием развития детей.
2. Каждая экспозиция в музее – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
3. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора, а из этого может вырасти новая экспозиция.
4. Музей должен работать – приглашайте гостей из других групп, проводите экскурсии для родителей. Это поможет не только развивать речь детей, повышать их самооценку, но и заразить родителей музейной педагогикой.
5. Помимо экспозиций в музее можно создать игротеку с настольными играми и игрушками по теме экспозиции и мастерскую, в которой ребенок может создать поделки, рисунки, рукописные книги.
6. Для поддержания интереса детей к музею должно обеспечиваться постоянное пополнение экспозиции либо ее смена.
7. Экспонаты музея можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей.
8. Не забывайте про эстетичность экспозиции, красиво подписанные, расположенные на отдельных подставках экспонаты будут не только способствовать эстетическому развитию детей, но и гармонично вписываться в предметно-развивающую среду.
В ходе работы мы убедились, что организация работы в детском саду по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Это увлекательное и интересное дело, доступное каждому.