Папки-передвижки

Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ

Оксана Ноговицына
Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ

Приобщение детей к русской народной культуре

посредством организации мини-музея в ДОУ

Практика показывает, что изучение родного края имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота.

Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ» размещена в разделах

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в нашем детском саду был создан мини-музей вятской культуры, который развивает познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Включение мини-музея в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю вятской культуры.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

Приобщать дошкольников к истокам народной культуры и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его культуре, интерес к жизни народа в разное историческое время.

Развивать конкретные представления о предметах народного быта и их назначении (знакомство с жилищем, орудиями труда, одеждой, а также учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц и парков).

Привлекать родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре и созданию центра вятской культуры в детском саду.

Наш мини-музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Главное в нём - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. В мини-музее «Вятушка» собраны различные экспонаты и коллекции. Я предлагаю познакомиться с некоторыми из них.

Наш музей поделён на зоны. Зоны мы назвали залами. Первый зал – палеонтологический, это мир динозавров. Он особенно нравится детям, так как здесь они превращаются в настоящих археологов. Они производят раскопки, узнают интересные сведения о динозаврах-хищниках и динозаврах травоядных. А поняв, что динозавры обитали на территории Вятского края, дети приходят в восторг.

Второй зал «Вятская старина» – это гордость нашего музея. Здесь мы оформляем следующие экспозиции:

«Деревенский быт», «Домашняя утварь» - собрали старинные предметы быта - изделия из дерева, бересты, чугуна;

«Слобода Дымково», «Дымковская игрушка», «Мастерская кукол» - куклы из ткани, соломы;

«Вятка купеческая», «Одежда наших предков» - предметы рукотворного мира (варежки, носки, творения умелых женских рук, вышивка, прядение);

В разделе «Библиотека» собраны потешки, заклички, детские работы, картинки и иллюстрации предметов русского быта, фонотека русских народных песен и звуков инструментов.

В разделе «Игротека» - различные русские народные игры и атрибуты для игр. Дети могут использовать их в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с воспитателем в процессе образовательной деятельности.

Любой предмет, находящийся на полочках этого мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Для этого используем следующие формы работы: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры, развлечения, спортивные досуги, на которых знакомим детей с русскими народными играми, мастер-классы для детей по изготовлению дымковской игрушки, занятия с творческими заданиями, исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, художественная деятельность.

Русская изба : предметы быта

Колесо истории Земли Вятской

История моего города

Край, в котором мы живём.

Третий зал мы назвали «Современность». Это история недавно минувших дней и дней сегодняшних. В этом зале наиболее часто происходит смена экспозиций. Это может зависеть от времени года, от исторических дат, календарных праздников, событий в масштабах страны, области, города, детского сада.

Темы выставок, которые были организованы в этом зале : «Знаменитые земляки Вятского края», «Творчество Вятских художников», «Достопримечательности Вятского края», «Киров спортивный», «Вятка индустриальная», «Вятский лоскуток», «Игрушки наших бабушек»

Экспонаты всех коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр. Кроме того, предметы быта из разных материалов могут использоваться для классификации. Экспонаты могут быть использованы в непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Большую роль в процессе организации музея мы отвели родителям. На собраниях познакомили родителей с нашей идеей, которая их очень заинтересовала. Подчеркнули, что воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране помогут сформировать у них бережное отношение к природе и ко всему живому, развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство гордости за достижения страны, формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям. В свою очередь, родители оказали нам помощь в пополнении мини-музея экспонатами. Интерес и помощь родителей не оставили равнодушными и детей : прикосновение к истории своей семьи вызвало у них сильные эмоции, сопереживание и гордость. А у родителей появился интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях детского сада.

Самая любимая и естественная деятельность дошкольников – игра. Именно игра является основной формой и содержанием наших занятий. В предлагаемых видеосюжетах воспитатель нашего детского сада Баранова Ирина Алексеевна проводит занятия с использованием “мини-музея” и закрепляет в играх и в продуктивных видах деятельности.

При ознакомлении детей с народным бытом и рукотворным миром используем макет русской избы, есть русские народные костюмы, посуда, фотоальбомы с изображением различных старинных предметов. К каждому экспонату подобраны малые фольклорные произведения: загадки, песенки, потешки.

Веселые хороводные и имитационные игры, игры с элементами ряженья и театрализованные игры, сюжетные игры, проводимые в группах, поднимают настроение, сближают детей, способствуют развитию активности, самостоятельности, коммуникативности, развивают воображение и творчество, расширяют кругозор, формируют эстетический вкус.

Мы уверенны, что создание мини-музея в стенах детского сада позволит обогатить и разнообразить образовательный процесс, вовлечь родителей в жизнь группы и ДОУ, создать условия для развития познавательной активности детей.

И несколько советов для тех, кто заинтересовался созданием мини-музея :

1. В мини-музее отсутствует правило «Не трогать руками!». Экспонаты можно не только рассмотреть, но и исследовать на ощупь, что является необходимым условием развития детей.

2. Каждая экспозиция в музее – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

3. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора, а из этого может вырасти новая экспозиция.

4. Музей должен работать – приглашайте гостей из других групп, проводите экскурсии для родителей. Это поможет не только развивать речь детей, повышать их самооценку, но и заразить родителей музейной педагогикой.

5. Помимо экспозиций в музее можно создать игротеку с настольными играми и игрушками по теме экспозиции и мастерскую, в которой ребенок может создать поделки, рисунки, рукописные книги.

6. Для поддержания интереса детей к музею должно обеспечиваться постоянное пополнение экспозиции либо ее смена.

7. Экспонаты музея можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей.

8. Не забывайте про эстетичность экспозиции, красиво подписанные, расположенные на отдельных подставках экспонаты будут не только способствовать эстетическому развитию детей, но и гармонично вписываться в предметно-развивающую среду.

В ходе работы мы убедились, что организация работы в детском саду по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Это увлекательное и интересное дело, доступное каждому.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Приобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами РоссииПриобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами России Содержание работы: Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к русской народной культуре посредством организации мини-музея в ДОУ
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 13:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД