Ольга Пустакина
Приобщение детей к природе: взаимодействие ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями, мы можем решить главную нашу задачу – воспитать высоконравственного человека, человека с большой буквы. Семья – это фундамент, на котором формируется личность. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья, которые способствуют экологическому воспитанию детей (детский сад, случайные прохожие и т. д.) дают серьёзные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровень его воспитания, культурно – интеллектуального развития.
Публикация «Приобщение детей к природе: взаимодействие ДОУ и семьи» размещена в разделах
С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребёнка! Каким образом? Необходимо начинать со средств народной педагогики – сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых много навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.
Печально, но развитие экологической культуры подрастающего поколения тормозится не только малограмотностью родителей в этой сфере, но и их низкой культурой. В раннем возрасте нужен их авторитет, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их прагматизму на следующих примерах: «Костер сам погаснет. Воды в реке на всех хватит». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно. Или вот еще один пример – малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, сам поглядывая на маму. Согласитесь, большинство современных мам скажет: «Сорви, вон их как много, на всех хватит». И только некоторые из них заметят: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если ты сорвёшь, он завянет и умрёт. Он нас не встретит больше на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: «Здравствуй, Сашенька!». И нам будет грустно».
Ребёнок, как доказали учёные, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребёнок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком и т. п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
И наоборот, если ребёнок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, в реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким. Если мама собирает цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придёт в голову, что лишенное воды и питания растение, как всё живое страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит все поведенческие реакции в тех же ситуациях.
Кроме этого, одна из особенностей настоящего времени заключается ещё и в том, что окружающая среда даёт в подавляющем большинстве опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности, бескультурья. В поле зрения детей постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоёмы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным и т. д. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребёнок воспринимает его как привычную картину окружающего мира.
Итак, готова ли современная семья дать ребёнку первоначальные умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия? Как показывает практика, далеко не всегда. Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:
- этим должны заниматься воспитатели;
- нет необходимых знаний;
- нет времени заниматься воспитанием;
- нет желания заниматься, это в нашем современном не так важно;
- для этого есть лето, видя красоту окружающей действительности, находясь среди неё, ребёнок сам по себе приобщается к миру природы, этого достаточно.
С чего же начать работу с родителями по формированию экологических основ дошкольников? Во – первых, необходимо доказать важность экологического воспитания детей, затем нужно донести до них мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя.
Известный географ и общественный деятель в области охраны природы Д. Л. Арманд в своей книге «Нам и внукам» отмечал: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях».
Важно при составлении и объяснении правил делать акцент на отсутствие в них частицы «не» : вместо правил «Не рви цветы» «Не убивай животных» - «Сохраняй цветы!», «Береги животных!».
При работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать разные формы проведения встреч, главное – они должны отражать те нюансы в поведении взрослых, детей над которыми предстоит работа.
Для выявления особенностей экологического воспитания в семье, отношения ко всему живому у детей и их родителей эффективен метод анкетирования родителей.
Только после выявления проблем или наоборот положительного опыта экологического воспитания в семье нужно простраивать работу в данном направлении. Например, в группе имеются дети, которые относятся к животным жестоко и дети, которые равнодушны к животным. Встречу можно организовать в форме круглого стола «Воспитание доброты к природе».
Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель – заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
2. Как относится ребёнок к ним в семье?
3. Проявляет ли сострадание, сочувствие?
4. Как Вы сами относитесь к животным?
5. Какие виды совместной практической деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (книги, прогулки, труд, уход.)
Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Имеются ли дома объекты природы?
2. Проявляет ли ребёнок к ним интерес?
3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?
4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребёнка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?
5. Как считаете, влияет ли ваше поведение на формирование отношения ребёнка к природе?
Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.
2. Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
3. Оказывать вместе с ребёнком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.
1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребёнок должен знать цель – подарить кому – то, украсить комнату).
2. Приобрести игрушку- образ животного, обыграть её.
Можно использовать и словесные ситуации, которые хорошо предложить родителям обсудить дома с детьми. Например, на ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
• Дайте оценку этому поступку.
• Как бы Вы поступили?
• Что надо делать, когда встречаете птиц?
• Знаете ли, чем нельзя кормить птиц зимой?
• Нужно ли срывать ягоды рябины, калины и т. д. без необходимости? Почему?
Еще одна форма работы с семьей – оформление экологической странички, (папки – передвижки, уголка экологической культуры, в которую помещается материал с конкретными, практическими советами по узкой теме. Хорошо помещать и логические задачи, решать которые могут дети самостоятельно или с помощью взрослого. Например, на асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Через экологическую страничку можно знакомить детей и родителей с выдержками из рассказов Бианки, Пришвина, а также о характерных особенностях того или иного месяца, с народными приметами, выражениями русского народа. Например, выражение «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». После прочтения данного выражения необходимо вместе с ребёнком понаблюдать за природой и прийти к выводу, почему в народе так говорят.
Кроме этого необходимо донести до родителей важность организации эколого – развивающей среды в домашних условиях. Она должна включать уголок природы, уголок «выращивания», уголок природного материала, фотографии на тему «природа».
И в заключение. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришел; если обходился грубо – настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.