Папки-передвижки

Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры (1 фото)

Елена Кочетова
Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей К истокам русской Национальной культуры

(из опыта работы)

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо

славное Отчество. С этим нельзя не согласиться. И уже с раннего возраста мы должны воспитывать у наших меленьких граждан преданность Отечеству и гордость за него! Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

Публикация «Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры» размещена в разделах

Для развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к

Отчизне, для приобщения детей ко всем видам национальной культуры - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, и музыки до театра, у нас создана в детском саду комната русского быта «Горница».

Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры

Горница представляет собой воспроизведение жилого деревенского

повешения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного

искусства.

Центральное место в избе занимает макет печи, он отгораживает

комнату от сеней. Рядом с печью помещаются ухват, кочерга, лопата,

помело, рукомойник, под ним - деревянная лохань, висит полотенце.

По правую сторону от входа за печкой, занавеской отгорожен «бабий

кут», в котором находится домашняя утварь: горшки, чугунки, ступки, лотки, корыто, сковорода, миски, ложки, самовар и т. д.

По другую сторону от печи - «хозяйский кут» с инструментами для

работы в поле: косой, серпом, точилом; предметами для ухода за животными; лукошками, коробами, санями. «Красный угол «Горницы» - это иконы, стол, лавки. Интерьер «Горницы» постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты цветов, веток; овощи и фрукты; маски для колядования и т. д.

Предметы русского быта : прялка, люлька, вальки, кухонная утварь -

используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с

русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству, а также в различных играх. Например: «. утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за кушаком.», «. полное лукошко дам тебе горошка», «. дождь сквозь сито моросит», «.. . позолоченная прялица» - эти строки знакомы каждому ребенку. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять в руки,

образы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает

чувственную, эмоциональную окраску. По-иному звучат песенки, потешки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх- драматизациях. Дети любят шутку. Они С удовольствием вам расскажут, кто такие петрушка, шут, позовут в круг частушкой, споют русскую народную песню /»Пряха», «Во кузнице»/. В спальне покажут русскую люльку и совушку - сову, а в холле может мгновенно развернуть свое представление русский цирк.

Я стараюсь поменять нетрадиционные методы и в работе с родителями.

Например, первое родительское собрание называется «Здравствуй,

новичок!», где родители рассказывают о себе, о детях, а затем все вместе

участвуют в праздничном концерте. Такая встреча создает атмосферу

взаимопонимания, помогает в будущей работе. Проводятся и такие встречи,

как «Подари нам свою колыбельную», «Фотография в «семейный» альбом

группы», «Любимая игрушка ждет ребенка в детском саду».

Устраиваются различные конкурсы, выставки. «Вечер бабушкиной

песни», «Чудо - дерево» - выставка вязаных вещей, «В доме нет лишней

вещи» - выставка забавных игрушек, детской одежды, созданных руками

родителей из всевозможных лоскутков. Они выполнены с фантазией и

находчивостью. Тут же идет обмен секретами их изготовления. «Конкурс

«Мамина сказка», где мамы рассказывают сказки, часто превращается в

костюмированное представление. Часто организуются концерты - сюрпризы

для взрослых И детей, составленные из любимых русских произведений.

Все педагоги стараются применять русские народные традиции в

повседневной жизни детского сада. По утрам ребят встречают персонажи

русских народных сказок : Емеля, Машенька. Первый завтрак накрывается на

столах с самоварами. Все это приобщает детей к исконно русской культуре.

Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей

богаче, образнее. Есть у нас «театральная комната», где можно подготовить

концертный номер или спектакль. В ней вы найдете необходимые атрибуты.

После подготовки появляется афиша, извещающая о предстоящем зрелище.

Особенно гордятся ребята, если рождаются семейные с участием родителей,

бабушек, дедушек, братьев и сестер, когда все - афишу, декорации, костюмы,

билеты придумывают сами.

Традиционно в последнюю пятницу месяца отмечаются дни рождения.

На них обязательно приглашаются родители именинников. На столах - парад

горячих самоваров, воздаются почести праздничному караваю. Дети уже

знают, как его резать, кому отдавать зачин.

В нашем детском дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как

проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей

полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах,

и искренность. Подчиненные ритму природы, одухотворенные живой

радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные

праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и

жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу.

В детском саду проводится «Емелина неделя». В старину на этой

неделе на Руси тешили детей : ладили горки, ремонтировали кормушки для

птиц, проводили игры, забавы, рассказывали сказки, байки от имени Емели:

«Мели Емеля - твоя неделя». Этот праздник - дань уважения русской

смекалке, хитроумию, находчивости, которыми так богат русский фольклор :

поддевки, дразнилки. Традиционнее угощение - сахарные заедки. Недаром

говорят: «Как сладки заедки - так добры будут детки».

Русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Все мы с интересом

узнавали порядок размещения за гостевым столом, за семейным, усваивали

традиции русского стола, узнавали историю национальных блюд, кухонной

утвари. Блюда русской кухни стали привычными в детском саду.

Полюбились блины, пироги, рулеты, каши, чай с травами. Дети узнали, что

такое братина, утица, кубок и как их использовать по назначению. Но самое

главное, усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ :

«Не красна изба углами - красна пирогами», «Чем богаты - тем и рады»,

«Какова хозяйка - таков и стол».

Но поиск новых форм работы продолжается. Постоянно проводятся в

детском саду педагогические среды. Они носят определенные названия:

«Автограф» - экспресс информация и корректировка педагогических

находок; «Русь» - на этих встречах обсуждается значение русской культуры

для формирования личности дошкольника; «Общение» - психологические

практикумы для педагогов; «Среда», где педагоги думают о возможностях

создания такой обстановки в группах детского сада, которая бы обеспечила

психологическое благополучие его воспитанников.

Конечно, рано еще говорить о безусловном успехе или стабильно

работающей системе. Но возросший интерес сотрудников и родителей к

новым формам воспитания ребенка дает нам право надеяться на полный

успех. Но и сейчас наши дети, покидая детский сад, твердо знают

непреложные правила: Умей говорить языком доброты; Будь красив делом,

чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, на дело не спор»; Умей

веселиться, но помни: «Делу время - потехе час: «Береги дружбу и помни:

«Дружба и братство - дороже богатства» : «Люби и цени свою семью. Знай:

«В семье лад, так не нужен и клад».

Публикации по теме:

К бабушке Варварушке в гости на оладушкиК бабушке Варварушке в гости на оладушки Моим приоритетным направлением в работе является приобщение детей к истокам русской народной культуры. Так, мною проводятся всевозможные.

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры
Опубликовано: 26 сентября 2012 в 22:10
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кочетова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД