Елена Кочетова
Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей К истокам русской Национальной культуры
(из опыта работы)
Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо
славное Отчество. С этим нельзя не согласиться. И уже с раннего возраста мы должны воспитывать у наших меленьких граждан преданность Отечеству и гордость за него! Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Публикация «Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры» размещена в разделах
Для развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к
Отчизне, для приобщения детей ко всем видам национальной культуры - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, и музыки до театра, у нас создана в детском саду комната русского быта «Горница».
Горница представляет собой воспроизведение жилого деревенского
повешения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного
искусства.
Центральное место в избе занимает макет печи, он отгораживает
комнату от сеней. Рядом с печью помещаются ухват, кочерга, лопата,
помело, рукомойник, под ним - деревянная лохань, висит полотенце.
По правую сторону от входа за печкой, занавеской отгорожен «бабий
кут», в котором находится домашняя утварь: горшки, чугунки, ступки, лотки, корыто, сковорода, миски, ложки, самовар и т. д.
По другую сторону от печи - «хозяйский кут» с инструментами для
работы в поле: косой, серпом, точилом; предметами для ухода за животными; лукошками, коробами, санями. «Красный угол «Горницы» - это иконы, стол, лавки. Интерьер «Горницы» постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты цветов, веток; овощи и фрукты; маски для колядования и т. д.
Предметы русского быта : прялка, люлька, вальки, кухонная утварь -
используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с
русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству, а также в различных играх. Например: «. утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за кушаком.», «. полное лукошко дам тебе горошка», «. дождь сквозь сито моросит», «.. . позолоченная прялица» - эти строки знакомы каждому ребенку. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять в руки,
образы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает
чувственную, эмоциональную окраску. По-иному звучат песенки, потешки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх- драматизациях. Дети любят шутку. Они С удовольствием вам расскажут, кто такие петрушка, шут, позовут в круг частушкой, споют русскую народную песню /»Пряха», «Во кузнице»/. В спальне покажут русскую люльку и совушку - сову, а в холле может мгновенно развернуть свое представление русский цирк.
Я стараюсь поменять нетрадиционные методы и в работе с родителями.
Например, первое родительское собрание называется «Здравствуй,
новичок!», где родители рассказывают о себе, о детях, а затем все вместе
участвуют в праздничном концерте. Такая встреча создает атмосферу
взаимопонимания, помогает в будущей работе. Проводятся и такие встречи,
как «Подари нам свою колыбельную», «Фотография в «семейный» альбом
группы», «Любимая игрушка ждет ребенка в детском саду».
Устраиваются различные конкурсы, выставки. «Вечер бабушкиной
песни», «Чудо - дерево» - выставка вязаных вещей, «В доме нет лишней
вещи» - выставка забавных игрушек, детской одежды, созданных руками
родителей из всевозможных лоскутков. Они выполнены с фантазией и
находчивостью. Тут же идет обмен секретами их изготовления. «Конкурс
«Мамина сказка», где мамы рассказывают сказки, часто превращается в
костюмированное представление. Часто организуются концерты - сюрпризы
для взрослых И детей, составленные из любимых русских произведений.
Все педагоги стараются применять русские народные традиции в
повседневной жизни детского сада. По утрам ребят встречают персонажи
русских народных сказок : Емеля, Машенька. Первый завтрак накрывается на
столах с самоварами. Все это приобщает детей к исконно русской культуре.
Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей
богаче, образнее. Есть у нас «театральная комната», где можно подготовить
концертный номер или спектакль. В ней вы найдете необходимые атрибуты.
После подготовки появляется афиша, извещающая о предстоящем зрелище.
Особенно гордятся ребята, если рождаются семейные с участием родителей,
бабушек, дедушек, братьев и сестер, когда все - афишу, декорации, костюмы,
билеты придумывают сами.
Традиционно в последнюю пятницу месяца отмечаются дни рождения.
На них обязательно приглашаются родители именинников. На столах - парад
горячих самоваров, воздаются почести праздничному караваю. Дети уже
знают, как его резать, кому отдавать зачин.
В нашем детском дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как
проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей
полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах,
и искренность. Подчиненные ритму природы, одухотворенные живой
радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные
праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и
жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу.
В детском саду проводится «Емелина неделя». В старину на этой
неделе на Руси тешили детей : ладили горки, ремонтировали кормушки для
птиц, проводили игры, забавы, рассказывали сказки, байки от имени Емели:
«Мели Емеля - твоя неделя». Этот праздник - дань уважения русской
смекалке, хитроумию, находчивости, которыми так богат русский фольклор :
поддевки, дразнилки. Традиционнее угощение - сахарные заедки. Недаром
говорят: «Как сладки заедки - так добры будут детки».
Русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Все мы с интересом
узнавали порядок размещения за гостевым столом, за семейным, усваивали
традиции русского стола, узнавали историю национальных блюд, кухонной
утвари. Блюда русской кухни стали привычными в детском саду.
Полюбились блины, пироги, рулеты, каши, чай с травами. Дети узнали, что
такое братина, утица, кубок и как их использовать по назначению. Но самое
главное, усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ :
«Не красна изба углами - красна пирогами», «Чем богаты - тем и рады»,
«Какова хозяйка - таков и стол».
Но поиск новых форм работы продолжается. Постоянно проводятся в
детском саду педагогические среды. Они носят определенные названия:
«Автограф» - экспресс информация и корректировка педагогических
находок; «Русь» - на этих встречах обсуждается значение русской культуры
для формирования личности дошкольника; «Общение» - психологические
практикумы для педагогов; «Среда», где педагоги думают о возможностях
создания такой обстановки в группах детского сада, которая бы обеспечила
психологическое благополучие его воспитанников.
Конечно, рано еще говорить о безусловном успехе или стабильно
работающей системе. Но возросший интерес сотрудников и родителей к
новым формам воспитания ребенка дает нам право надеяться на полный
успех. Но и сейчас наши дети, покидая детский сад, твердо знают
непреложные правила: Умей говорить языком доброты; Будь красив делом,
чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, на дело не спор»; Умей
веселиться, но помни: «Делу время - потехе час: «Береги дружбу и помни:
«Дружба и братство - дороже богатства» : «Люби и цени свою семью. Знай:
«В семье лад, так не нужен и клад».