Эльмира Якупова
Приобщение детей к истокам народной культуры средствами фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Какая задача сейчас очень остро стоит перед педагогами? Много, ответите вы! Да, но очень важной считаю задачу по формированию полноценной личности ребенка. И начинать ее лучше с раннего возраста путем приобщения к культуре в целом. А как же быть, если в современном обществе книгу заменили кино, телевидение, компьютер? Но как бы- то, ни было, литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека. И в семье и в детском саду происходит приобщение детей к книге и продолжается в школе.
Публикация «Приобщение детей к истокам народной культуры средствами фольклорных форм» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Как только малыш начинает понимать речь взрослого, овладевает первыми словами, с младенчества ребенок входит в книжную культуру.
И особое место в фольклоре занимают произведения жанра малых форм -песенки, потешки, а затем уже пословицы, поговорки, считалочки, загадки, скороговорки! А что позволяет легко запомнить их? Краткость, ритмичность, музыкальность, доступное содержание –это всё доступно для детей младшего дошкольного возраста. С самого раннего возраста ребенок с их помощью овладевает звуками родного языка, знакомится с красочностью и образностью родной речи. Они являются для ребенка первым источником знаний и сведений об окружающем мире. Большинство потешек создавалось в процессе труда, в быту, и потому отличается широтой тем, разнообразием поэтических образов, богатством стихотворных форм и интонаций. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.
Воспитание интереса и любви к русской народной культуре происходит по двум направлениям. Первое- в организованной образовательной деятельности. Второе-при проведении режимных моментов.
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения,а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие:зверюшки разговаривают человеческими голосами,поют,пляшут, играют и. т. д. При чтении я использую все средства выразительности речи: мимику,жесты,силу голоса,тембр,стараюсь прочитать эмоционально,пропеваю их,ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых,они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Также я использую наглядные средства : такие как игрушки,картинки,а так же пособия, с помощью которых создается развернутая картина действии и результата,пояснения подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Использую малые формы фольклора в разных видах деятельности. Мы строим с детьми домик (избушку) и обыгрываем её приговаривая :" Кошка в окошке рубашку шьёт, курочка в сапожках избушку метёт. " Лепим оладушки, обыгрываем потешкой "ладушки-ладушки испечем оладушки",а потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с детьми.
Ведь правильно подобранная потешка помогает ребёнку погасить отрицательные эмоции,отвлечься и успокоиться. Для выполнения этих задач я подбираю серию потешек,попевок,прибауток. При подборе обращаю внимание на то, чтобы они были просты,коротки, с чётким ритмом, побуждаю к действию, движением. Они удовлетворяют у ребёнка в потребности в художественном слове, в ритмических движениях.
Например: Кулачки сложили, кулачками били. Тук-тук, тук да тук. Тук-тук,тук да тук. (стучим кулачками друг о друге.) Ладушки-ладошки,Хлопаем в ладошки. Хлопаем в ладошки. Отдохнём немножко. (руки на колени.)
Так во время умывания надо использовать потешку. "ЧИСТАЯ ВОДИЧКА,МОЕТ ЕГОРУ ЛИЧКО. Ритмические слова вызывают у ребёнка радость,они с удовольствием подставляют руки под струю воды. "Тёплая водичка Моет Маше личко,Пальчике Антошке,Сашеньке ладошки. " или " Водичка водичка Умой моё личко Чтоб глазки блестели,Чтоб щёчки горели. Чтоб открывался роток и кусался зубок. "
Потешка также помогает в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть нужно призносить слова. "Умница Катенька Ешь кашу сладеньку.
В группе во время адаптации не все дети охотно ложатся в постель,некоторые дети испытывают чувство тревоги, тоскуют по дому, по маме. Таким детям можно спеть песенку"Ах ты душечка,Ах ты душечка. Ах ты белая моя подушечка,На тебя ложусь щекой За тебя держусь рукой. "
Одевание для детей это сложный режимный процесс,дети не любят одеваться сами, отвлекаются. Чтобы быстрее усвоили навыки одевания необходимо проговаривать потешку. "Вот они сапожки".
В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры"У медведя во бору","Солнышко и дождик","Жмурки","По ровненькой дорожке шагают наши ножки. " и т. д.
Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными,формирует представления о животных,птицах и их повадках "Жили у бабуси. ", "Петушок", "Зайка", "Уж как я ль мою коровушку люблю", "Козлик".
Это только начало жизненного пути и пусть уже в самом деле этот путь будет освещён солнцем народного творчества! Воспитатели призваны помочь молодым родителям в этом очень важном аспекте воспитания и приобщения детей к истокам народной культуры средствами фольклорных форм.