Светлана Четина
Представление практического опыта работы по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧДОУ «Детский сад №139 ОАО «РЖД»
воспитательЧетина Светлана Геннадьевна,
Представление практического опыта работы по теме :
«Приобщение детей к истокам народной культуры посредством театрализованных постановок народных и авторских сказок, как условие успешного процесса социализации».
Публикация «Представление практического опыта работы по теме „Приобщение детей к истокам народной культуры“» размещена в разделах
Дошкольный возраст - это первый период рождения личности и вхождения ее в социум. Современный ребенок должен иметь определенный багаж знаний, умений и навыков, а главное – обладать толерантностью как основой жизненной позиции. Он не сможет вырасти культурным, интеллигентным человеком, если не будет знаком с другими культурами и народами, не будет проявлять к ним интерес.
Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые
воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. И поэтому, одна из наиболее важных и актуальных проблем на сегодня – это приобщение ребенка к миру социальной действительности, усвоение ребенком способов познания саморазвития, ориентации в окружающем мире. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
И одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки.
Любая сказка - это путь приобщения ребенка определенного поколения к опыту всего народа, о котором идет речь в сказке, то есть социализация. Ребенок осознает, что он не "сам по себе мальчик", а частица народа, что до него тоже жили люди, что они чего-то боялись и чему-то удивлялись, радовались и огорчались. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме обозначать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира (о Добре и Зле, Жизни и развитии, о происхождении «Всего» и т. д.) и решать проблему неопределенности (т. е. прогнозировать события, строить собственное поведение на основе создания целостной мифологической картины мира). Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, формируют у детей положительный образ своего Я.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Величайшим счастьем становится для ребенка встреча с высокохудожественными произведениями народных сказок. И действительно, дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Процесс воспитания ребенка, как нравственно-культурной личности находит поддержку и у родителей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Находясь в поиске интересных форм сотрудничества с родителями, я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания, обеспечивающее полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе. Наблюдая с каким интересом родители приходят на утренники и радуются успешному выступлению своих детей, я обратилась к родителям с идеей о постановке совместных спектаклей. За круглым столом рассказала родителям, о значимости народных традиций при формировании у ребенка социального опыта, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. И помочь ребенку, стать в будущем полноправным членом общества, возможно только в условиях комплексного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества педагога-детей-родителей.
Так возник творческий педагогический проект «Наша сказка».
Цель проекта – формирование у детей эмоционально – положительного отношения к существованию разных народов, языков, культур, понимания, что мир прекрасен в многообразии и что встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Для реализации основной цели проекта нами решаются следующие задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с народной сказкой;
- Воспитывать положительное отношение и уважение к людям различных национальностей и их обычаям, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними;
- Разработать алгоритм поэтапной работы от чтения до постановки сказки;
- Повысить педагогическую культуру родителей, установить доверительные, партнерские отношения;
- Разработка специальных художественно – эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций диалога в сообществе сверстников и взрослых;
- Формирование у детей представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности и о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;
- Расширение знаний детей об окружающем мире (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т. д.) по средствам театрализованных постановок народных и авторских сказок;
Гипотеза проекта: я предполагаю, что использование народных сказок окажет позитивное влияние на развитие дошкольника как социокультурной личности.
Участники проекта: дети, семьи воспитанников, специалисты ДОУ.
Выбор сказок происходил не случайно. В группе оказались дети русской, татарской, армянской и немецкой национальности. Поэтому за два года были поставлены спектакли по мотивам русских народных сказок : «Репка», «Каша из топора», сказки уральского автора Мамина-Сибиряка «Серая шейка», «Про храброго зайца, длинные уши, короткий хвост», татарская сказка «Соловей», армянская сказка «Бесхвостая лиса», сказки немецких авторов А. Гофман «Щелкунчик», Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
Процесс поликультурной социализации начинается с вхождения в культуру своего народа. Поэтому первые спектакли были посвящены русским народным сказкам. Составив алгоритм предварительной работы перед любой театрализованной постановкой, перед спектаклем по мотивам сказки «Репка», я провела следующие мероприятия:
1. Беседа «Сказка ложь - да в ней намек»
2. Викторина «Русские народные сказки – что в них общего?»
3. Рисование по сюжету сказки
4. Оформление в группе мини-музеев «Русская игрушка»
5. Разучивание хороводов и русских народных игр
6. Разговор о быте, орудиях труда и нарядах жителей русской деревни
7. Экскурсия в музей «Русская изба», знакомство с предметами декоративно – прикладного
искусства.
В процессе подготовки к спектаклю родители помогали рисовать декорации, шить костюмы. Провели мастер-класс: «Блюда из репы и тыквы». Принимая активное участие в репетициях, один из пап, предложил свою кандидатуру на роль Пугала и разучил с детьми танец «Пугало огородное».
В период подготовки спектакля по мотивам сказки «Каша из топора» проведены беседы:
-о мужестве, сноровке и смелости русских солдат;
-о национальной русской кухне;
-выучены поговорки и пословицы о каше;
- разучена народная игра «Плетень».
Одна из семей подготовила буклет «Сто рецептов приготовления каш». Силами родителей оформлен мини-музей «Русская ложка». А так же родители помогли организовать выступление детей со спектаклем в районном клубе детского творчества.
Большую помощь в работе над сказками народов мира оказали семьи воспитанников: Левона Тер-Мартиросяна, Полины Файзуллиной, Тимура Сарваретдинова, внеся национальный колорит в каждую постановку.
Во время подготовки к спектаклю по мотивам армянской сказки «Бесхвостая лиса» родители подготовили чтение сказки с иллюстрациями собственного творчества, угощали ребят армянскими сладостями. Принесли семейную реликвию – армянский духовой музыкальный инструмент – Дудук (деревянная дудочка). Рассказали ребятам о музыке гор. Дети услышали рассказ о тяжелом труде хлеборобов в горной стране.
В процессе работы над татарской сказкой «Соловей» родители оформили в группе выставку «Семейные реликвии». Для спектакля предоставили национальные костюмы и предметы национального декоративно-прикладного искусства. Большой восторг вызвала подвижная татарская игра «Хан Батый», в которой во время спектакля принимали участие все папы.
Работая над инсценировкой немецкой сказки А. Гофмана «Щелкунчик» родители Маши Дик подготовили презентацию «Новый год в Германии», приготовили национальный пирог- Lebekuchen, помогли сшить два национальных костюма для мальчика и девочки.
Хочется отметить, что процесс подготовки к спектаклям проходил увлеченно, интересно, на высоком эмоциональном подъёме, родители творчески подходили к изготовлению декораций, костюмов, с удовольствием принимали участие в театрализованных постановках в качестве героев. Все это помогло установить доверительные взаимоотношения с родителями и создать коллектив единомышленников: педагог-дети-родители.
Считаю, что такая работа в рамках своего проекта, способствует развитию в каждом ребенке чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое, чувства Родины, чувства ответственности, чувства симпатии к другим народам; любви к природе, наслаждения красотой природы, сочувствия всему живому, гуманности, бескорыстия, доброжелательности; любви к родным и близким, доброты, сопереживания, сочувствия, терпимости, правдивости, чувства удовлетворенности от совершенного доброго поступка; чувства долга, доброжелательности, способности сопереживать.
Таким образом, хочу подчеркнуть, что, реализуя проект «Наша сказка» достигла значительных успехов на пути развития ребенка, как толерантной и социокультурной личности, на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними.
Данный подход способствует обеспечению успешной социализации детей на пороге школы и решению основных задач по формированию социальной уверенности дошкольников в современном мире.
Использования метода работы со сказкой, позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе.
Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, и научиться выстраивать свои отношения с этим миром, учитывая гуманистические традиции человеческого общества.