Светлана Чеботарева
Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Текст выступления на педсовете по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству»
Сл. 1. Уважаемые коллеги, мы представляем вашему вниманию
Сл. 2. Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Сл. 3. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Способствует воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.
Сл. 4. Работа по данной теме в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.
Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное искусство несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом.
Сл. 5.
Цель и задачи вы видите на экране.
Цель:
Расширение знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве как средстве формирования и развития основ художественной культуры ребенка.
Задачи:
• Образовательные:
Формировать обобщенные знания и умения, различать виды прикладного искусства по назначению (посуда, игрушки, мебель) и основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора, устанавливать сходства и различия
• Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
Систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.
• Развивающие:
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
• Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, промыслам родного края; уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.
• Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, традициям народа, фольклору
•
Сл. 6
Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
Сл. 7
В нашей работе мы учитываем:
1. Возрастно-психологические и индивидуальные способности детей.
2. Занятия по декоративно-прикладному творчеству должны предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков, чтобы придать занятиям развивающий характер.
3. Все поделки, изготовленные детьми, должны быть не только интересны по содержанию, но и иметь практическое применение.
Сл. 8
Во время проводимой работы мы стараемся уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.
Сл. 9
Все мы помним, что 2022 год был объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В связи с этим в нашей группе началась активная работа над проектом «Русская старина». Было проведено много праздников и досугов, на которых знакомили детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщали к народным традициям и обычаям, знакомили детей с русским народным костюмом. Мы реализовали проект «Пасхальное Яйцо» и дети сами делали яйца из папье маше, то при раскрашивании яиц использовали декоративную роспись «Гжель», «Хохлома».
Так же постарались с детьми воссоздать быт наших предков. Совместными усилиями детей, воспитателей и родителей был сделан макет «Русская изба», обставленный предметами русского быта. Сейчас мы продолжаем вести работу с этим макетом. Даже снежные постройки были расписаны «Волшебной гжелью».
Сл. 10
Начался новый учебный год и детки продолжили знакомство с разными видами росписи
Сл. 11
Детки с большим интересом рисовали, делали аппликации, играли в разные дидактические игры.
Сл. 12
Продолжили знакомиться с национальными костюмами.
Сл. 13
Совсем недавно был проведен проведен праздник «Дружбы народов Тамбовской области», на котором были представлены костюмы разных национальностей, которые помогли сделать родители, а также с участием родителей была представлена небольшая выставка предметов народов разных национальностей. Праздник прошел в очень доброжелательной атмосфере.
Сл. 14
Так же детям очень понравилось делать куклы обереги. В дальнейшем планируем продолжить работу в этом направлении.
Сл. 15
Детки у нас очень умные, трудолюбивые и любознательные. И с большим удовольствием сами делали посуду из папье маше и расписывали ее.
Сл. 16
Родители у нас так же поддерживают нас и помогают. В группе оформлена выставка «Моя мама-мастерица».
Сл. 17
Так же дома родители приобщают деток к рукоделию, а потом с нами делятся своими успехами.
Сл. 18
Но дети не отстают от своих родителей и также с любовью изучают декоративно-прикладное искусство. В группе постоянно проходят выставки детских работ.
Сл. 19
Предметно-развивающая среда представлена достаточно насыщена в группе, интересна для детей. В группе есть Наглядный материал, консультации для родителей, дидактические игры и многое другое.
Сл. 20
В процессе работы с детьми мы стремимся к созданию той атмосферы, которая позволила бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.
Мы считаем, что в проделанной работе мы добились положительных результатов:
- оформлена развивающая среда в группе;
- сформированы начала художественно – эстетической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение творческо-художественные умения, которые проявляются в области разных искусств : рисовании, лепке, художественном конструировании
- у детей стало более развито : творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, любовь к Родине, народным обычаям и традициям, сформированы навыки сотрудничества.
Они стали доброжелательнее, терпимее друг к другу. У них ярко проявляется чувство взаимопомощи. Развиваются умственные способности - анализировать, физические - работая с инструментами, развивается мелкая мускулатура и т. д.
Сл. 21.
А сейчас мы вас приглашаем на «Волшебное чаепитие». Просим обратить внимание, на то что многие предметы в данном видео сделаны самими детьми и само видео сделано с участием детей. Но а когда будет нами освоена мультстудия в полной мере, мы устроим настоящий пир.
Сл. 22
Спасибо за внимание.