МААМ-картинки

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре

хадича сагдеева
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Основным направлением работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями начали со сбора и изучения краеведческого материала. Создали в детском саду мини- музей. С помощью родителей музей постоянно пополняется. Дети с интересом рассматривают ухват, сундук, чугунный утюг, коромысло, самовар. Во всех группах оформлены национальные уголки, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно подчеркнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях. Разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также педагогическую модель организации национального воспитания в детском саду.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре» размещена в разделах

“Программа воспитание и обучение в детском саду” не ставит перед педагогами задачу сообщать детям младшей группы сведения о народах, живущих в нашей стране, о культуре, быте. Маленькому ребёнку наиболее понятно самое ближайшее окружение, поступки близких людей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы доходчиво раскрыть, наглядно показать значение предметов, явлений, событий, поступков.

Уже во II младшей группе на занятиях, и особенно в повседневной жизни необходимо планомерность всех направлений патриотического и интернационального воспитания, начиная с воспитания и уважения к родителям и близким людям, с привития интереса к родному краю и родной культуре.

В самом начале работы с детьми 4-го года жизни тщательно продумали перспективный план работы на весь учебный год.

Дошкольники младшего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки и народные игры. Поэтому в своей работе часто использовали колыбельные песни, народные игры, такие как “Блли- б”, “Ак калач”, “Песи – песи”, “Куянкай”. Перед детьми не ставила цель запоминания фольклорного материала, только упоминали, что – это “татарская песенка” или “татарская народная игра “– дети более внимательно вслушивались в звучание мелодии и слов.

На занятиях, прогулках, во время трудовой и игровой деятельности часто использовали татарские пословицы о дружбе, труде, честности, доброте. Старалась использовать пословицы и поговорки в подходящие ситуации, в таком случае лучше раскрывается их смысл, товарищество, доброты, трудолюбия, а образность и яркость народного языка способствует развитию речи детей.

Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему.

Малышей знакомили с бытовыми сказками о животных :”Хвосты ” ,“Лиса и медведь ”. Иногда рассказ сказки сопровождала показом кукольного театра. Знакомили детей с произведениями современных татарских писателей и поэтов.

Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств, как народная сказка и декоративно – прикладные искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстраций к сказкам. В рисунках видна особенности черт национальности татарского народа : строение глаз, лица, одежда, элементов узора. В своей работе постоянно готовили детей к пониманию особенностей национального орнамента. В игры вносили куклу в татарском национальном костюме, рассматривали вышитое полотенце, фартук, тюбетейки для мальчиков, платки для девочек. В играх использовали расписную татарским орнаментом посуду: тарелку, чашку, пиалу, кухонные доски.

Растительные орнамент состоял из простых узоров: листья, тюльпан, сердечко, сказочный цветок, завитки. При рассматривании тарелок, дощечки и других предметов обращали внимание на форму завитка, сочетание цветов.

Когда у детей сформировался некоторое представление о национальном орнаменте, провели занятие по рисованию и аппликации, готовили подарок своим любимым куклам.

Работа проводилась постоянно на занятии и в свободное время продолжали знакомить детей с устным народным творчеством, читали потешки, сказки, на музыкальных занятиях слушали родные напевы, пели песни, делали движения под музыку. Уже с младших групп предусматривали приобщение детей к народной игрушке (матрёшке) : пирамидке, качалкам, к игрушке забаве и др.

Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьей. На родительские собрания были вынесены такие темы: “Семейные традиции”. При провидении таких собраний выяснилось, что в домашней библиотеке имеются книги татарских авторов, но читают детям от случаю к случаю. Выяснилось и то, что родители очень мало знают пословицы и поговорки.

Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада с энтузиазмом, включаются в поиски предметов быта национальной одежды для оформления группы, обшить куклу в национальный костюм.

В средней группе по воспитанию любви к родному краю, уважение к своему и другим народам, культуре, быту, продолжается.

При планировании воспитательной – образовательной работы с детьми 5-го года жизни учли приобретённый опыт по II младшей группе. В отборе мате-риала по темам предусмотрели углубление.

В уголке для родителей “Читайте детям” был предложен список стихов, которые читаем детям и перечень народных игр, которые играют дети в детском саду, чтобы родители могли дома закреплять со своими детьми.

При планировании работы в каждой возрастной группе по воспитанию любви к родному краю, традициям своего народа, культуре необходимо учитывать приобретённый опыт, знания и впечатления на предшествующих ступенях. При составлении плана в старшей группе было учтено объём знаний детей полученные в младшей и средний группах.

С учетом национального состава воспитанников детского сада были выбраны знаменательные даты, относящиеся к истории того или иного народа. Составлен план проведения дней национальных культур. Благодаря элементам предметно- развивающий среды, познавательным занятиям, сюжетно- ролевым играм, меню национальной кухни, знакомим детей с традициями русского и татарского народов. Чтобы воспитывать человека- патриота, знающего свой родной край- малую родину, уважающего свой народ, его культуру, традиции, обычаи, ежегодно проводим национальные праздники’’ Науруз”, “Сабантуй”, “Карга боткасы’’ (встреча перелетных птиц). Готовятся к праздникам все: родители, дети, педагоги. Разучивали песни, подбирали игры, аттракционы, татарские пляски, оформляли празднично участок. В доступной форме рассказали об истории каждого праздника. Праздник-это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности. У каждого праздника свои, особенные обрядовые тексты песни, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и несловесные ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Праздники дают возможность не только отдохнуть, ощутить “ Роскош” человеческого общения, но и посостязаться в различных играх, показать свою силу, ловкость, смекалку, изобретательность, свои” Песенные или стиховые” таланты. Праздник”Сабантуй” славится сорев-нованиями, поэтому здесь показывают силу, выносливость, ловкость, смелость. Дети с удовольствием пели, танцевали, играли, особенно понра-вились игры татарского народа “Перетяни канат”. “Не пролей воды”, “Скачки в мешках”.

Получения знания детей о традициях татарского народа закрепляли на занятиях, в беседе “ О культуре и о быте татарского народа”, в процессе которого дети рассказывали о трудолюбии татарского народа, о его обычаях, культуре, языке, народном творчестве. Своими ответами дети выражали гордость за то, что они живут в Татарстане.

Детская литература, фольклор, как составная часть национальной культуры как наиболее доступное детскому восприятию средство в наибольшей мере способствует приобщению детей к народному творчеству, ознакомлению с родным краем.

В процессе чтения сказок мы знакомили детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему.

Детей подводим к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, одинаково выражают свое отношение к ним. Так, при сравнении татарской народной сказки “Падчерица” с русской народной сказкой “Крошечка- Хаврошечка” устанавливаем с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за леность, грубость, жестокость. При сравнении татарской народной сказки “Саран и Юмарт” с русской народной сказкой “Как аукнется, так и откликнется” внимание акцентироваем на то, как описывается жадность, недружелюбие, как эти качества наказываются, выявляем общее- отрицательное отношение русского и татарского народа к жадности. Сравнивая татарскую народную сказку “Хвастливый бай” с русской народной сказкой “Мужик и барин”, устанавливаем сходство черт в изображении барина и бая (жадные, глупые, неблагодарные, мужика и бедного джигита (сметливые, находчивые, умные, добрые, борющиеся за справедливость). Особое значение имеет приобщение к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок- подвиги героев, во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия. Характерными особенностями сказок являются: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность, дидактизм. Так, на примере известной и всеми любимой сказки “Колобок” можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа. Татарские народные сказки, как и сказки других народов, воспитывают победу, доброту, торжество правды и чести над ложью, воспитывают в детях положительные нравственные качества и чувства, умение держать своё слово, умение дружить, быть добрым, смелым, честным.

В старшей группе обращали внимание на татарский орнамент, выделяя его основные элементы: цветы, листья, основные сочетания цветов – красный, зелёный, жёлтый, синий. Рисовали по замыслу на сюжеты татарских сказок, ставили цель учить передавать национальный колорит.

В своей работе на занятиях во время прогулки использовала татарские народные игры. История татарских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаям. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.

В старшей группе использовали такие игры как “Угадай и догони”, “Лисич-ки и курочки”, “Серый волк”, “Кто первый” “Аю йри урманда!и т. д

Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего по-коления. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре та-тарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреж-дения.

Публикации по теме:

Анкета для родителей АнкетаУважаемые родители!Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг.

Горшок с кашей.Горшок с кашей. Одно из приоритетных направлений работы нашего детского сада - приобщение к национальной культуре. Знакомим детей с русскими народными.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре
Опубликовано: 2 ноября 2012 в 21:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре» (включая файлы) размещена пользователем хадича сагдеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД