Приложение МААМ

Принципы водосберегающей политики

клим аширяев
Принципы водосберегающей политики
▼ Скачать + Заказать документы

2. Основные принципы водосберегающей политики

2.1. Сочетание бассейнового и административно-территориального подходов

Обусловленная природными факторами достаточная обособленность водных бассейнов, с одной стороны, и глубокая взаимозависимость элементов бассейна - с другой, вызывают необходимость рассматривать бассейн реки как единый объект управления. И, следовательно, производить расчеты последствий воздействия тех или иных факторов (водоотбор, сброс сточных вод, строительство водохранилищ и пр., составлять прогнозы и осуществлять планирование необходимо с учетом последствий для бассейна всей совокупности мероприятий, осуществляемых в нем.

Публикация «Принципы водосберегающей политики» размещена в разделах

Очевидна необходимость совершенствование системы управления водными ресурсами, которая бы основывалась на разумном сочетании бассейнового планирования и территориального оперативного управления.

Применительно к подземным водам бассейновый подход должен учитывать, с одной стороны, их принадлежность к речным бассейнам и гидравлическую связь с поверхностными водами, с другой - принадлежность к определенным гидрогеологическим структурам (бассейнам, массивам, горизонтам и комплексам). Поэтому реализация бассейнового подхода осуществляется в границах речного бассейна и в границах гидрогеологической структуры. Однако количественные балансовые оценки целесообразно выполнять по границам бассейнов рек с учетом различных территориальных образований.

2.2. Сбалансированное развитие экономики и рационального использования водных ресурсов

На разных этапах развития хозяйственной деятельности преобладали и реализовались различные подходы к обеспечению сочетания потребностей развития экономики и рационального использования водных ресурсов.

Для определения способов оптимального сочетания потребностей развития экономики и рационального использования водных ресурсов необходимы другие подходы, основывающиеся на знании как природных закономерностей их формирования, так и технических и экономических возможностей водопользователей. При этом применяемые подходы должны обеспечивать постоянную и планомерную минимизацию вредных воздействий хозяйственной деятельности на водные ресурсы.

Выработке таких подходов будет способствовать творческое использование зарубежного опыта. В частности, рассмотрим вопрос регулирования сброса в водные объекты загрязняющих веществ.

В настоящее время в зарубежной практике используются два подхода к определению предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Первый из них предполагает установление разрешенных объемов сброса на основании целевых (приемлемых) показателей качества воды (в случаях, когда целевые показателикачества принимаются равными ПДК, этот подход совпадает с применяющимся в Казахстане). Второй подход предполагает установление разрешенных объемов сброса с учетом использования "наилучшей имеющейся технологии" товарного производства и очистки образующихся при этом сточных вод, хотя в интерпретации того, что значит "наилучшая" и какая технология является "имеющейся", бывают весьма существенные различия.

Современное водное законодательство западноевропейских стран при установлении предельно допустимого сброса в качестве отправного пункта требует исходить из необходимости использования наилучшей имеющейся технологии. Это соответствует принципу предосторожности, обеспечивает снижение сброса загрязняющих веществ и возлагает на водопользователей ответственность за сокращение сбросов в разумных пределах. Однако эти требования могут ужесточаться при сбросе загрязняющих веществ в "высокочувствительные" зоны водного объекта. При сбросе же в "менее чувствительные" зоны требования могут быть снижены, что позволяет принимать более дешевые решения.

2.3. Экономическая оценка водных ресурсов и платность их использования

Экономическая оценка природных ресурсов водных объектов, обеспечивающая комплексный учет их количественных и качественных характеристик, должна стать методологической основой установления научно обоснованного уровня платы за пользование водными ресурсами. При этом рационально установленная плата за пользование водными ресурсми должна обеспечивать достижение следующих целей:

поступление доходов в бюджетную систему;

финансирование работ по обустройству, содержанию и охране водных ресурсов на уровне, обеспечивающем продолжительное беспрепятственное их использование и сохранение (или, по крайней мере, не снижение) величины социально-экономической оценки водных ресурсов;

стимулирование бережного и эффективного использования и охраны водных ресурсов.

2.4. Профилактика, предосторожность и тщательная обоснованность преобразований при рациональном использовании водных ресурсов.

Этот принцип является результатом признания, с одной стороны, морального долга водопользователей по предотвращению ущерба водным ресурсам и, с другой стороны, технической трудности и высокой стоимости восстановления нарушенных водных ресурсов.

Из этого принципа, в частности, следует, что должны приниматься меры скорее для прекращения деятельности, которая наносит ущерб водным ресурсам, чем для поиска технических и других решений для ликвидации ущерба водным ресурсам.

Принцип предосторожности требует, чтобы направления водосберегающей деятельности, а тем более связанные с существенными преобразованиями водных ресурсов и режимов их функционирования, всегда были основаны на признанном научном знании. В тех же случаях, когда имеются сомнения или недостаток информации, должны приниматься меры по минимизации таких преобразований.

С учетом этого подхода должны, в частности, решаться вопросы захоронения в недрах токсичных жидких отходов.

2.5. Учет местных условий в различных регионах страны рационального использования водных ресурсов

Представляется очевидным, что в тех случаях, когда это необходимо для охраны здоровья человека или применяются особо опасные и стойкие загрязняющие вещества, должны безусловно применяться общегосударственные стандарты и нормативы. Вместе с тем обширностью территории РК и существенными различиями физико-географических и климатических условий в различных регионах создаются специфические проблемы (различия в гидрохимическом составе водных ресурсов, резкие колебания гидрологического режима и т. п.). Поэтому стратегия управления водными ресурсами страны должна быть достаточно гибкой, чтобы избежать не соответствующих местным условиям требований лишь во имя "унификации" и обеспечить принятие адекватных мер в регионах, где имеются специфические проблемы.

2.6. Постоянство мониторинга рационального использования водных ресурсов

Динамичный характер водных ресурсов не позволяет принимать обоснованные решения по управлению ими без надежных данных о количественных и качественных показателях состояния водных ресурсов. Средством получения таких данных является государственный мониторинг водных объектов, который представляетсобою часть системы государственного мониторинга окружающей среды и включает:

мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей;

мониторинг подземных вод;

мониторинг водохозяйственных систем и сооружений.

Важно отметить, что данные мониторинга рационального использования и охраны водных ресурсов представляют надежную основу для принятия решений только в случае, когда мониторинг ведется по единой для речного бассейна программе, а данные о количественных и качественных характеристиках рациональногоиспользования и охраны водных ресурсов представлены на основе речного бассейна в соответствии с принципом, изложенным в разделе 2.1.

2.7. Открытость информации и участие общественности в принятии

решений о рациональном использовании водных ресурсов

Общественность РК должна иметь право знать результаты мониторинга рационального использования водных ресурсов и получать их в понятном для нее виде. Она должна иметь право своевременно получать информацию о намечаемых мерах по использованию и охране водных ресурсов, предотвращению вредного воздействия вод, а также сделать обоснованный вклад в процесс принятия решений. Это право доступа должно в равной мере относиться как к предприятиям-водопользователям, так и к заинтересованным органам, представляющим экологические интересы и интересы населения.

Властные структуры должны совершенно откровенно разъяснить населению всю опасность сложившейся ситуации и подтвердить свою готовность и умение организовать выход из кризиса наилучшим (наиболее дешевым, эффективным и пр.) образом. Однако столь же откровенно надо разъяснить, что платить за все это будет население. Другого реального пути нет. Социальная защищенность не имеет ничего общего с практически бесплатным предоставлением "плохих" и опасных для здоровья услуг по предоставлению в пользование водных объектов с низким качеством воды. Она состоит в том, чтобы предоставить каждому достойные услуги по реалистической цене, которую способно оплатить большинство населения, в адресной поддержке малоимущих и нуждающихся в защите, в сохранении водных ресурсов для будущих поколений.

Водосберегающая программа, которую понимают, оценивают и поддерживают предприятия-водопользователи, водохозяйственные, экологические организации и население, имеет больше шансов на успех, чем та, которая принята без надлежащего объяснения и пропагандистского обеспечения.

2.8. Принцип Государственно-частного партнерства (ГЧП)

Один из основных инструментов достижения поступательного роста комплексного и рационального использования водных ресурсов – эффективное взаимодействие государства и бизнеса. Тенденция усиления их сотрудничества (и в сфере жилищно-коммунального сектора в том числе) наблюдается в последние годы во всем мире. Казахстан не остался в стороне от этих процессов. И начиная с 2006 года в нашей стране происходило поступательное развитие ГЧП. Ключевым событием последних лет стало принятие ряда нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой сфере. Сегодня арсенал казахстанских ГЧП-инструментов и институтов включает в себя специальные экономические и индустриальные зоны, технопарки, финансовые институты, концессии, государственные компании. Каждый из них предоставляет бизнесу определенные возможности для укрупнения, а казахстанской экономике – для развития приоритетных отраслей, в том числе и для комплексного и рационального использования водных ресурсов.

2.9 Принципы водной политики по грунтовым водам Европейского Союза

Принципы водной политики по грунтовым водам Европейского Союза, изложенные в Директиве по Грунтовым Водам(«Дочерняя Директива») могут стать очень полезными для достижения эффективной охраны как количества, так и качества грунтовых вод.

Нынешняя водная политика Евросоюза признает следующие основополагающие принципы :

• Высокий уровень охраны с учетом разнообразия ситуаций в различных регионах Сообщества (ЕС);

Принцип предосторожности;

• Предупредительные мероприятия;

• Очистка от загрязнений у источника;

Принцип «Загрязнитель Платит»;

• Интеграция политики в области охраны окружающей среды с другими политиками Сообщества (ЕС) -например, сельскохозяйственной, транспортной, энергетической;

• Содействие устойчивому развитию.

Все эти принципы отражены в Рамочной директиве по воде (РДВ). Помещение этих принципов в центр водной политики имеет важные последствия для дальнейшего развития и внедрения, так как они поддерживают следующие цели и элементы политики :

- развитие интегрированной политики для долгосрочного устойчивого водопользования, и ее применение в соответствии с принципом субсидиарности;

- распространение водоохраны на все типы вод, включая поверхностные, прибрежные и грунтовые воды;

- достижение «хорошего статуса» для всех вод к определенному сроку, и сохранение данного статуса там, где он уже достигнут;

- управление водными ресурсами на основе речных бассейнов, с соответствующей координацией для районов трансграничных речных бассейнов;

-установление цен на пользование водой, с учетом принципа возмещения затрат и принципа "Загрязнитель платит»;

- стимулирование участия граждан; и

- совершенствование законодательства.

В заключение, следует отметить, разработка и реализация научно обоснованной водосберегающей политики в отраслях экономики РК позволит создать условия для реализации Государственной политики по управлению водными ресурсами.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 3. Принципы построения программы 1.1.2. Принципы построения программы Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом:.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Принципы водосберегающей политики
Опубликовано: 31 января 2021 в 13:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принципы водосберегающей политики» (включая файлы) размещена пользователем клим аширяев (УИ 1586334) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД