Татьяна Смирнова
Принципы семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Современное семейное воспитание отрицает любой вид господства или главенства. При этом особенно важно не превращать это во вседозволенность, не позволять детям тиранить себя. Основные принципы современного воспитания базируются на философии, лежащей в основе демократических культур. Эти принципы должны применяться ко всем членам семьи независимо от возраста.
1.1. Увериться в собственных силах и дать чувство уверенности в своих силах ребенку.
Публикация «Принципы семейного воспитания» размещена в разделах
Последователь Адлера Дрейкурс писал: «Ребенок нуждается в поощрении, подобно тому, как растение нуждается в воде». Знание принципа навыков и техник укрепления уверенности в себе, может быть, один из самых эффективных инструментов, с помощью которых родитель способен оказать поддержку ребенку. Плохое поведение ребенка зачастую является следствием утраты веры в свои силы. Иногда родители даже не осознают, насколько систематически они уменьшают веру детей в себя, заставляя их чувствовать, что они не такие уж хорошие.
Обычный родитель употребляет много негативных эпитетов по отношению к своему ребенку, а похвалы не отличаются разнообразием. Постепенно ребенок перестает на что-либо претендовать. Отсюда следует, что детям, в особенности тем, которые ведут себя плохо, нужно помочь укрепить уверенность в себе.
1.2. В общении родителя и ребенка должно быть взаимное уважение.
Часто члены семей с нарушенными семейными отношениями жалуются на недостаточное уважение друг к другу или его отсутствие. Если родители не являют собой личный пример вежливости и уважительного обращения между членами семьи, то, как могут дети научиться быть вежливыми и уважительными?
Дрейкурс считал, что «уважение демонстрируется тем, что люди обращаются с другими и относятся к ним так, как если бы они обладали равным достоинством». Все члены семьи должны иметь равные права, и обращение друг с другом должно быть уважительным – без криков и оскорблений, без сарказма и даже без иронии. Дети усваивают общий стиль семейного общения. Не может вырасти почтительный ребенок в грубой и унижающей человеческое достоинство семейной атмосфере.
Первым шагом должна стать уверенность в том, что родители поддерживают уважение к самим себе. Такова правда жизни – никто не будет уважительно относиться к человеку, который не уважает сам себя. Всякое общение с ребенком необходимо прекратить на время, если ребенок грубит, дерзит и отвечает неподобающим тоном. дискуссию о том, что значит вежливость, почтение. Ребенок, который умеет грубить, умеет быть вежливым.
Одновременно с этим очень важно всегда относится уважительно к ребенку. В Веданте есть одна простая истина про родительство: «Дитя – это гость в доме. Его нужно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит Богу». Если бы члены семьи обращались друг с другом с тем же уважением и дипломатичностью, с которыми они обращаются со своими друзьями, то большинство семейных проблем исчезло бы.
1.3. В общении с ребенком придерживайтесь принципа равноценности.
Придти к этому принципу непросто. Он подменяется очень легко идеей равноправия. О равноправии в семье не может быть и речи. Дети зависят от родителей, а родители отвечают за своих детей и по закону и по совести. У родителей больше возможностей, чем у детей и поэтому дети должны подчиняться родителям, родители детям – нет. Но зато родители должны заботиться о детях, а дети о родителях. Согласно притче родительство – это дорога в одну сторону: родители должны давать, не ожидая отдачи. Получается так: дети подчиняются, родители заботятся о них до тех пор, пока дети не начинают заботиться о себе сами. После этого они могут не подчиняться родителям. Все это про то, что люди не равны, но при этом они одинаково ценные.
1.4. Обращайте внимание на любые достижения вашего ребенка.
Часто родители невольно подрезают крылья ребенку, ослабляют в нем веру в себя тем, что легко и часто критикуют его попытки хоть что-то сделать самостоятельно или вообще стремятся все делать за него. Этим они сообщают ребенку, что не верят в то, что он может чего-то добиться. Часто это делают те родители, которые считают, что сами немногого добились в жизни, не верят в собственные силы и возможности. Их самих мало хвалили и подбадривали в детстве. Они невольно поступают так же со своим ребенком, потому что не умеют воспитывать иначе. Ожидания должны быть обоснованными, и родители должны быть уверены в том, что ребенок их оправдает.
1.5. Давайте детям право самим принимать решения.
Важной частью демократической традиции является право на принятие решения, влияющего на нас. Это право может принадлежать широкому кругу людей, от пятилетнего ребенка, решающего, что ему надеть в детский сад, до взрослого, выбирающего, где ему хочется жить или чем зарабатывать на жизнь. Зачастую родители и учителя принимают решения там, где детям самим следовало бы решать за себя. Поступая так, они не только систематически уменьшают уверенность детей в себе, но также и лишают их возможности научиться самим управлять своей жизнью. Как понять, в каких сферах жизни ребенок может принимать решения, а в каких нет? Три принципа помогут ответить на этот вопрос.
o Нельзя принимать решения за ребенка, если ответственность за родительские решения несет ребенок. Мама настаивает, чтобы дочка оделась так, как нравится маме, перед походом на дискотеку. Дочка подчиняется, а потом на дискотеке терпит насмешки и не пользуется успехом.
o Не стоит принимать решения за ребенка в тех случаях, когда последствия неправильных решений, принятых ребенком, незначительны. Допустим, ребенок оделся сам, но некрасиво, хотя и по погоде. Пусть лучше так и идет. Риска простуды нет, а опыт принятия самостоятельных решений есть.
o Нельзя принимать решения за ребенка, если родитель не может проконтролировать их исполнение. Допустим, родитель запретил ребенку дружить с кем-нибудь, а ребенок прекрасно общается с этим человеком в школе или на улице, и родитель ничего не может сделать. Это только учит ребенка хитрости и обману.
1.6. Будьте последовательны.
Непоследовательность со стороны родителей и учителей вызывает у детей серьезное раздражение. Ребенок хочет знать границы своей ответственности (то есть знать, где его зона компетентности, а где зона взрослых). Однако по многим причинам родители могут менять свои решения и методы воспитания. Например, что вчера было разрешено, сегодня запрещается, или то, что вчера вызывало умиление, сегодня вызывает раздражение. Затем, чувствуя вину за проявленную грубость, родители скатываются во вседозволенность. Дети, чувствуя непоследовательность со стороны родителей, используют это как козырную карту для того, чтобы добиться своего. Как только родители становятся последовательными, дети начинают вести себя гораздо лучше.
Идеальная картинка такая. Взрослые садятся и решают между собой, что они разрешают, а что запрещают. Запретов не должно быть больше трех единовременно. Три частых запрета для маленьких детей до трех лет: нельзя падать на землю и орать; нельзя есть куски, подобранные с пола или с земли; нельзя бить и кусать других людей. Если дети так делают, взрослые прекращают контакт с ребенком. Это называется «селективное игнорирование».
Слова, которые укрепляют в ребенке уверенность в своих силах
o Ты хорошо делаешь. Следует поощрять детей тогда. Когда они этого не ожидают. Выделяйте какое-то полезное действие, совершенное ребенком или участие ребенка в чем-то полезном.
o Ты определенно стал лучше учиться (поддержание порядка в своей комнате и др.). Обычно дети очень стараются, если могут увидеть какие-то улучшения.
o Мы любим тебя, но нам не нравится то, что ты делаешь. Ребенок никогда не должен думать, что его не любят родители, даже если он совершил ошибку или повел себя плохо.
o Ты можешь мне помочь. ты мне помогаешь. Дети хотят быть полезными, но иногда мы не даем им такой возможности.
o Давай попытаемся вместе. Дети, считающие, что они должны все делать идеально, часто боятся попробовать что-то новое из-за страха совершить ошибку.
o Итак, ты совершил ошибку! И что ты из этого извлек? С тем, что произошло, уже ничего не поделаешь. Но человек всегда может чему-то научиться на своих ошибках.
o Продолжай попытки. Не сдавайся. Это может помочь детям, которые готовы сдаться, когда они не добились успеха.
o Я понимаю, что ты чувствуешь, но я уверен, что ты с этим справишься. Здесь снова выражается уверенность, что ребенок может справиться со своими проблемами.
o Я думаю, что ты можешь выправить положение дел, но если тебе понадобиться моя помощь, я всегда готов это сделать.
o Я заметил, как упорно ты над этим трудился. Я по-настоящему восхищаюсь твоим упорством и способностью не сдаваться. Дети испытывают удовлетворение, когда их усилия замечены.