Ольга Клокова
Принципы разработки социологической анкеты
▼ Скачать + Заказать документы
Главным социологическим инструментарием педагогов является анкета, т. е. научно обоснованный документ, состоящий из вопросов и вариантов ответов, способствующий получению объективной информации о тех или иных социальных фактах, процессах или явлениях.
Основные принципы :
1. В анкете должны содержаться только те вопросы, которые отражают требования цели и задач исследования;
Публикация «Принципы разработки социологической анкеты» размещена в разделах
2. Построение вопросов должно отражать принцип «от простого к сложному, и наоборот», т. е. сначала идут «лёгкие» для восприятия респондентов вопросы (т. н. «паспортичка», содержащая вопросы социально-демографического характера – пол, возраст и пр., после этого, в основной части содержатся смысловые вопросы, непосредственно связанные с целью опроса, затем заключительные вопросы, не очень трудные для восприятия опрашиваемого; также необходимо поблагодарить респондента в несколько слов; необходимо учитывать специфику культуры и исторический опыт опрашиваемой аудитории (начинается с инструкции);
3. Располагая вопросы, нужно избегать возможность влияния вопросов друг на друга, чтобы получить объективную непредвзятую картину;
4. При перечне вариантов ответов обязательно должен быть вариант «Затрудняюсь ответить», который отражает определённые проблемы с формулированием ответа, выбором готового ответа, и именно эта информация, порой, отражает больше, чем конкретные смысловые ответы.
При оформлении нужно придерживаться следующих рекомендаций:
• Вопросы нужно сопроводить инструкцией (которая обычно набирается другим шрифтом, как на них отвечать;
• Ответы на вопрос нужно размещать на одной стороне листа, не допускается также разрыв вопросов в виде таблиц;
• Анкета должна быть читабельной, т. е. вопросы и варианты ответов набирают разными шрифтами;
• Учитывая возраст респондентов, составляется адекватный и понятный текст анкеты.