Получи документы

Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова

Любовь Анатольевна Горожина
Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова

Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Искажение слоговой структуры слова относится к стойким, трудноисправимым и коварным нарушениям речи.

Характеристика слова с точки зрения слогов и звуков, их последовательности и видов – слоговая структура слова.

Проявление нарушений слоговой структуры слова:

- изменение числа звуков и слогов;

- нарушение порядка звуков и слогов;

- упрощение стечения согласных;

- множественные замены простых звуков.

Т. А. Ткаченко предлагает использовать, как вспомогательное средство, символы гласных и согласных звуков, для овладения детьми звукового анализа и синтеза. Применение графического изображения гласных звуков акцентирует ребёнка на слоговой структуре слова.

Основные направления коррекционной работы:

1. Восприятие последовательности слогов и звуков начиная с неречевых.

2. Восприятие не только ударных, но и безударных слогов.

3. Воспроизведение порядка слогов и звуков.

4. Восприятие стечения согласных в слове и его воспроизведение.

Основные принципы коррекции нарушения слоговой структуры слова:

1. Определение 4 этапов коррекции.

2. Начало коррекции с неречевых звуков, с воспроизведения их ритмической последовательной организации.

3. Акцент не на механическом повторении слогов, а на самостоятельном их назывании.

4. Использование различных средств фиксации процесса и результата речевой деятельности (зрительные, жестовые символы звуков, картинки, игрушки и пр.)

5. Отсутствие деления лексического материала на 14 типов, при сохранении основных признаков усложнения (1-2-3 слога, стечение согласных).

6. Строгое соблюдение принципов симантической и фонетической доступности (использование только хорошо знакомых слов с правильно произносимыми звуками).

7. Разработка игровых приемов, каждый из которых является ступенью коррекции нарушения слоговой структуры слова и работает на общую цель – устранение общего недоразвития речи.

Первый этап коррекции: Пассивное рядоположение.

Задачи:

- слуховое восприятие и различение последовательных шумов и музыкальных звуков по темпу, ритму и громкости;

- восприятие последовательности речевых звуков.

1 приём: Сопряженное воспроизведение в двужениях ритма ударов метронометра.

2 приём: Восприятие темпоритма и громкости музыки.

3 приём: Воспроизведение последовательности звучания музыкальных инструментов.

4 приём: Восприятие длительности звучания музыкальных инструментовю

5 приём: Воспроизведение ритмического рисунка в различных комбинациях шумных звуков.

6 приём: Восприятие и воспроизведение ритма стихотворения.

7 приём: Выбор слова с повторяющимися слогами.

8 приём: Восприятие гласных и их сочетаний с опорой на символы.

9 приём: Различение длинных и коротких слов.

Второй этап коррекции: Подвижное ударение.

Задачи:

- отчетливое восприятие не только ударных, но и безударных слов;

- соотнесение всех слогообразующих гласных звуков в слове с их зрительными символами.

1 приём: Воспроизведение одинаковых слоговых рядов со сменой ударного звука.

2 приём: Восприятие и перемещение ударения в 2х сложных словах при одинаковом наборе гласных.

2 приём: Опознавание слов с измененным ударением.

Третий этап коррекции: Активное рядоположение.

Задачи:

- воспроизведение слоговых рядов с опорой на зрительные символы;

- воспроизведение слов с опорой на зрительные символы;

- договаривание слов по их началу;

- выбор между нормотивным словом и квазисловом;

- изменение формы слова с нарощением количества слогов.

1 приём: Воспроизведение сочетаний гласных по беззвучной артикуляции и символам.

2 приём: Воспроизведение слоговых рядов с общим согласным и сменой гласного звука.

3 приём: Совместное выкладывание символов слогообразующих гласных звуков и проговаривание слов.

4 приём: Воспроизведение слоговых рядов с общим гласным и сменой согласного звука.

5 приём: Сопоставление слов и их сокращенных вариантов.

6 приём: Самостоятельное объединение слогов в слова.

7 приём: Воспроизведение 3х сложного слова, выбор его при дополнении 2х сложных квазислов.

8 приём: Игра «Чего нет?» (берем слова 1, 2, 3 типа).

Четвёртый этап коррекции: Стечение согласных звуков.

Задачи:

- воспроизведение слоговых рядов со стечением гласных звуков при опоре на зрительные символы;

- воспроизведение слов со стечением согласных звуков при опоре на зрительные символы;

- воспроизведение словосочетаний со стечением согласных звуков при опоре на зрительные символы.

1 приём: Нарощение гласным звуком слога со стечением согласных на согласные с опорой на зрительные символы.

2 приём: Выбор и воспроизведение правильного односложного слова со стечением согласных.

3 приём: Нарощение слога до получения стечения с опорой на зрительные и жестовые символы.

4 приём: Выбор и воспроизведение правильного двухсложного слова со стечением согласных.

5 приём: Приобразование квазослова в слово со стечением согласных.

6 приём: Получение нового словосочетания с двойным стечением.

7 приём: Получение сочетания слов с двойным стечением согласных как ответ на вопрос.

Учитель-логопед

высшей категории

ППМСП – центр г. Липецк:

Горожина Л. А.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова
Опубликовано: 30 августа 2024 в 14:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Анатольевна Горожина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. Первый день осени. Передвижка «Осенние месяцы»

После жаркого лета празднуем приход долгожданной красавицы Осени! Красочный щедрый сезон дарит нам эстетический восторг от созерцания изменений в природе и гастрономические удовольствия от богатого...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД