Любовь Анатольевна Горожина
Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова
▼ Скачать +Заказ
Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова.
Искажение слоговой структуры слова относится к стойким, трудноисправимым и коварным нарушениям речи.
Характеристика слова с точки зрения слогов и звуков, их последовательности и видов – слоговая структура слова.
Проявление нарушений слоговой структуры слова :
- изменение числа звуков и слогов;
- нарушение порядка звуков и слогов;
- упрощение стечения согласных;
Публикация «Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова» размещена в разделах
- множественные замены простых звуков.
Т. А. Ткаченко предлагает использовать, как вспомогательное средство, символы гласных и согласных звуков, для овладения детьми звукового анализа и синтеза. Применение графического изображения гласных звуков акцентирует ребёнка на слоговой структуре слова.
Основные направления коррекционной работы :
1. Восприятие последовательности слогов и звуков начиная с неречевых.
2. Восприятие не только ударных, но и безударных слогов.
3. Воспроизведение порядка слогов и звуков.
4. Восприятие стечения согласных в слове и его воспроизведение.
Основные принципы коррекции нарушения слоговой структуры слова :
1. Определение 4 этапов коррекции.
2. Начало коррекции с неречевых звуков, с воспроизведения их ритмической последовательной организации.
3. Акцент не на механическом повторении слогов, а на самостоятельном их назывании.
4. Использование различных средств фиксации процесса и результата речевой деятельности (зрительные, жестовые символы звуков, картинки, игрушки и пр.)
5. Отсутствие деления лексического материала на 14 типов, при сохранении основных признаков усложнения (1-2-3 слога, стечение согласных).
6. Строгое соблюдение принципов симантической и фонетической доступности (использование только хорошо знакомых слов с правильно произносимыми звуками).
7. Разработка игровых приемов, каждый из которых является ступенью коррекции нарушения слоговой структуры слова и работает на общую цель – устранение общего недоразвития речи.
Первый этап коррекции : Пассивное рядоположение.
Задачи:
- слуховое восприятие и различение последовательных шумов и музыкальных звуков по темпу, ритму и громкости;
- восприятие последовательности речевых звуков.
1 приё м: Сопряженное воспроизведение в двужениях ритма ударов метронометра.
2 приё м: Восприятие темпоритма и громкости музыки.
3 приё м: Воспроизведение последовательности звучания музыкальных инструментов.
4 приё м: Восприятие длительности звучания музыкальных инструментовю
5 приё м: Воспроизведение ритмического рисунка в различных комбинациях шумных звуков.
6 приё м: Восприятие и воспроизведение ритма стихотворения.
7 приё м: Выбор слова с повторяющимися слогами.
8 приё м: Восприятие гласных и их сочетаний с опорой на символы.
9 приё м: Различение длинных и коротких слов.
Второй этап коррекции : Подвижное ударение.
Задачи:
- отчетливое восприятие не только ударных, но и безударных слов;
- соотнесение всех слогообразующих гласных звуков в слове с их зрительными символами.
1 приё м: Воспроизведение одинаковых слоговых рядов со сменой ударного звука.
2 приё м: Восприятие и перемещение ударения в 2х сложных словах при одинаковом наборе гласных.
2 приё м: Опознавание слов с измененным ударением.
Третий этап коррекции : Активное рядоположение.
Задачи:
- воспроизведение слоговых рядов с опорой на зрительные символы;
- воспроизведение слов с опорой на зрительные символы;
- договаривание слов по их началу;
- выбор между нормотивным словом и квазисловом;
- изменение формы слова с нарощением количества слогов.
1 приё м: Воспроизведение сочетаний гласных по беззвучной артикуляции и символам.
2 приё м: Воспроизведение слоговых рядов с общим согласным и сменой гласного звука.
3 приё м: Совместное выкладывание символов слогообразующих гласных звуков и проговаривание слов.
4 приё м: Воспроизведение слоговых рядов с общим гласным и сменой согласного звука.
5 приё м: Сопоставление слов и их сокращенных вариантов.
6 приё м: Самостоятельное объединение слогов в слова.
7 приё м: Воспроизведение 3х сложного слова, выбор его при дополнении 2х сложных квазислов.
8 приё м: Игра «Чего нет?» (берем слова 1, 2, 3 типа).
Четвёртый этап коррекции : Стечение согласных звуков.
Задачи:
- воспроизведение слоговых рядов со стечением гласных звуков при опоре на зрительные символы;
- воспроизведение слов со стечением согласных звуков при опоре на зрительные символы;
- воспроизведение словосочетаний со стечением согласных звуков при опоре на зрительные символы.
1 приё м: Нарощение гласным звуком слога со стечением согласных на согласные с опорой на зрительные символы.
2 приё м: Выбор и воспроизведение правильного односложного слова со стечением согласных.
3 приё м: Нарощение слога до получения стечения с опорой на зрительные и жестовые символы.
4 приё м: Выбор и воспроизведение правильного двухсложного слова со стечением согласных.
5 приё м: Приобразование квазослова в слово со стечением согласных.
6 приё м: Получение нового словосочетания с двойным стечением.
7 приё м: Получение сочетания слов с двойным стечением согласных как ответ на вопрос.
Учитель-логопед
высшей категории
ППМСП – центр г. Липецк:
Горожина Л. А.