МААМ-картинки

Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова

Любовь Анатольевна Горожина
Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова
▼ Скачать +Заказ

Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Искажение слоговой структуры слова относится к стойким, трудноисправимым и коварным нарушениям речи.

Характеристика слова с точки зрения слогов и звуков, их последовательности и видов – слоговая структура слова.

Проявление нарушений слоговой структуры слова :

- изменение числа звуков и слогов;

- нарушение порядка звуков и слогов;

- упрощение стечения согласных;

Публикация «Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова» размещена в разделах

- множественные замены простых звуков.

Т. А. Ткаченко предлагает использовать, как вспомогательное средство, символы гласных и согласных звуков, для овладения детьми звукового анализа и синтеза. Применение графического изображения гласных звуков акцентирует ребёнка на слоговой структуре слова.

Основные направления коррекционной работы :

1. Восприятие последовательности слогов и звуков начиная с неречевых.

2. Восприятие не только ударных, но и безударных слогов.

3. Воспроизведение порядка слогов и звуков.

4. Восприятие стечения согласных в слове и его воспроизведение.

Основные принципы коррекции нарушения слоговой структуры слова :

1. Определение 4 этапов коррекции.

2. Начало коррекции с неречевых звуков, с воспроизведения их ритмической последовательной организации.

3. Акцент не на механическом повторении слогов, а на самостоятельном их назывании.

4. Использование различных средств фиксации процесса и результата речевой деятельности (зрительные, жестовые символы звуков, картинки, игрушки и пр.)

5. Отсутствие деления лексического материала на 14 типов, при сохранении основных признаков усложнения (1-2-3 слога, стечение согласных).

6. Строгое соблюдение принципов симантической и фонетической доступности (использование только хорошо знакомых слов с правильно произносимыми звуками).

7. Разработка игровых приемов, каждый из которых является ступенью коррекции нарушения слоговой структуры слова и работает на общую цель – устранение общего недоразвития речи.

Первый этап коррекции : Пассивное рядоположение.

Задачи:

- слуховое восприятие и различение последовательных шумов и музыкальных звуков по темпу, ритму и громкости;

- восприятие последовательности речевых звуков.

1 приё м: Сопряженное воспроизведение в двужениях ритма ударов метронометра.

2 приё м: Восприятие темпоритма и громкости музыки.

3 приё м: Воспроизведение последовательности звучания музыкальных инструментов.

4 приё м: Восприятие длительности звучания музыкальных инструментовю

5 приё м: Воспроизведение ритмического рисунка в различных комбинациях шумных звуков.

6 приё м: Восприятие и воспроизведение ритма стихотворения.

7 приё м: Выбор слова с повторяющимися слогами.

8 приё м: Восприятие гласных и их сочетаний с опорой на символы.

9 приё м: Различение длинных и коротких слов.

Второй этап коррекции : Подвижное ударение.

Задачи:

- отчетливое восприятие не только ударных, но и безударных слов;

- соотнесение всех слогообразующих гласных звуков в слове с их зрительными символами.

1 приё м: Воспроизведение одинаковых слоговых рядов со сменой ударного звука.

2 приё м: Восприятие и перемещение ударения в 2х сложных словах при одинаковом наборе гласных.

2 приё м: Опознавание слов с измененным ударением.

Третий этап коррекции : Активное рядоположение.

Задачи:

- воспроизведение слоговых рядов с опорой на зрительные символы;

- воспроизведение слов с опорой на зрительные символы;

- договаривание слов по их началу;

- выбор между нормотивным словом и квазисловом;

- изменение формы слова с нарощением количества слогов.

1 приё м: Воспроизведение сочетаний гласных по беззвучной артикуляции и символам.

2 приё м: Воспроизведение слоговых рядов с общим согласным и сменой гласного звука.

3 приё м: Совместное выкладывание символов слогообразующих гласных звуков и проговаривание слов.

4 приё м: Воспроизведение слоговых рядов с общим гласным и сменой согласного звука.

5 приё м: Сопоставление слов и их сокращенных вариантов.

6 приё м: Самостоятельное объединение слогов в слова.

7 приё м: Воспроизведение 3х сложного слова, выбор его при дополнении 2х сложных квазислов.

8 приё м: Игра «Чего нет?» (берем слова 1, 2, 3 типа).

Четвёртый этап коррекции : Стечение согласных звуков.

Задачи:

- воспроизведение слоговых рядов со стечением гласных звуков при опоре на зрительные символы;

- воспроизведение слов со стечением согласных звуков при опоре на зрительные символы;

- воспроизведение словосочетаний со стечением согласных звуков при опоре на зрительные символы.

1 приё м: Нарощение гласным звуком слога со стечением согласных на согласные с опорой на зрительные символы.

2 приё м: Выбор и воспроизведение правильного односложного слова со стечением согласных.

3 приё м: Нарощение слога до получения стечения с опорой на зрительные и жестовые символы.

4 приё м: Выбор и воспроизведение правильного двухсложного слова со стечением согласных.

5 приё м: Приобразование квазослова в слово со стечением согласных.

6 приё м: Получение нового словосочетания с двойным стечением.

7 приё м: Получение сочетания слов с двойным стечением согласных как ответ на вопрос.

Учитель-логопед

высшей категории

ППМСП – центр г. Липецк:

Горожина Л. А.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова
Опубликовано: 30 августа 2024 в 14:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принципы работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Анатольевна Горожина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД