Сальникова Мария
Примеры фрагментов уроков начальной школы в соответствии с закономерностями и принципами обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Основные принципы дидактики :
Итак, к основным дидактическим принципам относятся :
Принцип целенаправленности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип наглядности
Принцип сознательности и активности
Принцип прочности
Принцип воспитания и развития
Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.
Принцип целенаправленности
Публикация «Примеры фрагментов уроков начальной школы в соответствии с закономерностями и принципами обучения» размещена в разделах
Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.
Требования принципа целенаправленности :
Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.
Требования принципа систематичности и последовательности:
Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике
Пример 4 класс окружающий мир
Урок по теме : «Куликовская битва».
Практическое занятие по теме: «Составление отчетной документации по сражениям».
На следующем занятии проводится опрос по пройденной теме.
Принцип наглядности
Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т. к. оно даёт человеку 80% знаний.
Требования принципа наглядности :
Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
Объём наглядности должен определяться целенаправленно
Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций
Пример
В 1 классе ученики читали наизусть ранее выученное ими стихотворение «Зима» З. Александровой. В стихотворении есть строки:
В саду, где пели зяблики,
Сегодня – посмотри,-
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Предложив учащимся рассмотреть рисунок, учительница спрашивает:
- Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?
- Яблоки. (ученик не понял вопроса)
- А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые яблоки?
-Снегири.
-Покажи на картине снегиря. (ученик показывает)
- Чем же снегирь похож на розовое яблоко?
- Он такой же красноватый.
- С какой целью использованы средства наглядности в данном фрагменте урока?
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны : педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т. п.
Требования принципа сознательности и активности:
Учебный процесс должен быть двусторонним
Педагог обязан вызывать у учащихся делание к самостоятельной и творческой работе
В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач
Пример Литературное чтение 4 класс :
Перед чтением рассказа Л. Н. Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.). Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу, в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!» Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»
Пример : математика 1 класс
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, считают хором под руководством учителя
Отвечают на вопросы учителя, задают друг другу в о п р о с ы с о с л о в о м «с к о л ь к о». – Сколько жёлтых? – Сколько больших? – Сколько маленьких? – Сколько морковок у зайчат? – Сколько грибов у белочек? – Сколько ромашек? – Сколько колокольчиков?
(Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Используют наглядный материал в учебнике для решения учебной задачи)
Принцип прочности
Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.
Требования принципа прочности :
Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся
Пример русский язык :
Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и повторить правило, написать несколько раз это слово «Я пошел». Ученик выполнил работу правильно
Принцип воспитания и развития
Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».
Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения :
Должны быть правильно определены ведущие цели обучения : развивающая, воспитывающая и познавательная
В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т. д.
Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т. д. и т. п.
В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика»
Пример 2 класс английский язык
Учитель читает образец и объясняет значение слова brother. Дети повторяют хором и индивидуально. Учитель просит детей прочитать слова под картинками, а затем учащиеся говорят предложения по образцу.