Елена Уткина
Примерный план образовательной работы с детьми 5–6 лет «Кто как готовится к зиме»
Программное содержание:
1. Закрепление представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
2. Расширение обобщенных представлений об осени как времени года.
3. Расширение знаний о том, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ежи, черепахи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют, некоторые птицы улетают на юг).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Социализация»
Публикация «Примерный план образовательной работы с детьми 5–6 лет „Кто как готовится к зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Зимние поделки
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
- игра «Ребята – зверята».- Развивать артистические качества, поощрять импровизацию. Создавать проблемные ситуации нравственного выбора «Как быть?», Как бы ты поступил?». Просмотреть и обсудить мультфильм «Подарок для самого слабого», формировать потребность заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее;
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
-Игра-драматизация по сказке «Теремок» для развития звуковысотного слуха (медведь говорит самым низким голосом, мышка – самым тонким). Упражнять в умении устанавливать сходства и различия предметов («Чем похожи и не похожи волк и заяц; ежик и медведь; дерево и куст? и т. д.»);
- Конструирование «Построим домики для животных зоопарка», придумать несколько вариантов построек.
«Познание» (развитие кругозора)
- Посещение краеведческого музея, зоопарка. Рассказать о приспособлении к жизни в условиях низких температур растений и животных Севера. Беседовать о подготовке к жизни в зимних условиях животных, птиц, насекомых;
«Труд» (рукотворный мир)
- наблюдение за процессом приготовления солений на зиму;
- дидактическая игра «Готовим запасы на зиму»;
- творческая работа из пластилина и природного материала «Огурцы и помидоры в банке».
«Коммуникация»
- Рассказ по картине «Как белка готовится к зиме». Развитие умения (по плану и образцу) рассказывать о сюжете картинки. Стимулировать желание поддерживать беседы в процессе различных видов деятельности;
«Чтение художественной литературы»
- чтение «Почему ноябрь пегий», Н. Сладков. Расширять знания об изменениях в природе поздней осенью, о том, как ведут себя в это время животные, птицы, формировать нравственное отношение к животному миру, учить детей подкармливать птиц зимой, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного литературного персонажа.
«Художественное творчество» (рисование)
- сюжетное рисование «Лиса – всему лесу краса». Совершенствовать навык рисования животных. Развивать умение использовать прием загораживания.
«Художественное творчество» (конструирование)
- Конструирование из бумаги «Медведи и зайцы». Обучать приемам сгибания листа определенной формы. Поощрять стремление создания выразительных игрушек для игры, использовать поделку в сюжетных играх.
«Музыка»
- для слушания «Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Весна и осень (муз. Г. Свиридова);
- для пения «Где зимуют зяблики», (муз. Е. Зарицкой, сл. Л. Куклина);
- музыкально-ритмические движения «Пляска медвежат» (муз. М. Красева, «Встреча в лесу» (муз. Е. Тиличеевой, «Ежик и мышки» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой).
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- материалы для самостоятельного творчества (разноцветная бумага, природный, бросовый материал, фольга и т. п.);
- репродукции картин о животных, игрушки, изображающие животных, детенышей;
- иллюстрации, изображающие различные полярные пейзажи, животных полярных областей;
- оборудование для дыхательной гимнастики (султанчики, шарики, флакончики с водой и соломинки, мыльные пузыри и др.);
- оформление коллажа «Животные Севера»;
- оформление выставки семейных работ «Как предупредить простудные заболевания»;
- дидактические игры «Геометрический конструктор», «Собери картинку», «Узнай, чей след», «Чьи ноги?», различные виды головоломок и др. ;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Ребенок заболел», «Ветеринарная лечебница», «Семья» и др. ;
- иллюстрации и картины к русским народным сказкам о животных;
- иллюстрации и книги по теме: Н. Сладков «Осенняя елочка», «Почему ноябрь пегий», К. Чолиев «Деревья спят», Г. Скребицкий «Исчезли на зиму», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги…», Е. Чарушин «Кошка Маруська», «Волк», «Сороки», «Белка с бельчатами», «Лиса с лисятами», «Рысь» и др.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- совместно с ребенком составить «памятку» (схему, рисунок) «Как предупредить простудные заболевания»;
- прогуляться в парк, сквер (понаблюдать, сфотографировать, рассказать ребёнку о правилах поведения в природе, покормить птиц, белку;
- почитать с ребенком дома: Н. Сладков «Осенняя елочка», «Почему ноябрь пегий», К. Чолиев «Деревья спят», Г. Скребицкий «Исчезли на зиму», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги…», Е. Чарушин «Кошка Маруська», «Волк», «Сороки», «Белка с бельчатами», «Лиса с лисятами», «Рысь» и др., помочь ребенку в понимании текста;
- вместе с ребенком засолить капусту и оформить фото-коллаж «Мы капусту солим, солим»;
- наблюдение на садовом участке за тем, как взрослые готовят растения к зиме: укрывают их, перекапывают почву под кустарниками,
- расширять и уточнять представления детей о правилах безопасного и этичного поведения в общественных местах.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- рассматривание иллюстраций, изображающих животных полярных областей;
- выполнение трудовых поручений, дежурство;
- беседы о признаках осени, сравнение золотой и поздней осени;
- дидактические игры «Пантомима» (изображение животных, «Где ежик?», «Подбери пару», «Найди свой любимый цвет», «Собери фигуру животного»,«Восстанови порядок», «Подбери действие» и др. ;
- рассматривание картинок с изображениями животных Севера и наших лесов, нахождение признаков сходства и различия;
- упражнение «Движение по заданной инструкции»;
- релаксационные упражнения «Осень»;
- рассматривание игрушек, рассказывание об игрушках и их сравнение по вопросам;
- чтение рассказа Г. Скребицкого «Исчезли на зиму», беседа –анализ содержания рассказа по вопросам;
- игровое упражнение интонирование имени с помощью личных эмоций при наглядной опоре на карточки-пиктограммы (удивление, радость, грусть и др.);
- пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»;
- игровые и педагогические ситуации (развитие умения благодарить: спасибо, пожалуйста, мне было не трудно, обучения детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять;
- сюжетно-ролевые игры: «Посещение зоопарка», «Дом», «Магазин», «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин» и др. ;
- музыкально-ритмическая импровизация «Танец медвежат»;
- отгадывание загадок;
Гигиенические процедуры:
- побуждение называть при выполнении гигиенических процедур некоторые свойства и качества предметов и действий (мыло розовое, гладкое, пенится; полотенце пушистое, красивое, чистое, белое с полосками);
- игровые ситуации на формирование привычки следить за опрятностью одежды, прически.
Завтрак, обед, полдник:
- ситуативные беседы о правилах поведения за столом во время приёма пищи: воспитывать культуру поведения за столом для психологического комфорта при приеме пищи;
- ситуативные разговоры о зависимости здоровья человека от правильного питания;
- упражнения для совершенствования навыков пользования столовыми приборами.
Прогулка
- Наблюдение за освещенностью во время дня; первыми заморозками; погодой, изменениями температуры воздуха в течение дня; тенью от солнца; небом; тучами; облаками; туманом; первым снегом; одеждой людей; за птицами, находящимися вблизи жилья человека (воробьи; вороны; голуби, птицы у кормушек);
- подвижные игры и упражнения «Совушка», «Стоп», «Казаки-разбойники», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», и др. ;
- индивидуальная работа по развитию основных движений и физических качеств;
- труд на участке (помощь дворнику в уборке оставшихся листьев, снега);
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- рассматривание игрушек зайца, волка, лисы, медведя; беседа об этих животных по вопросам;
- дифференциация и закрепление понятий «домашние животные», «дикие животные»;
- чтение и заучивание небольших стихотворений по теме;
- беседа о перелетных птицах, составление рассказов- описаний по моделям;
- динамическая игра «У оленя дом большой»;
-приготовление винегрета, развитие навыков обработки овощей;
- музыкально - ритмические упражнения «Пляска медвежат» (муз. М. Красева);
- сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес на машине»;
- дидактические игры «Посчитай», «Скажи, когда много», «Назови ласково», «Угадай, кто» и др. ;
- дидактическая игра «Пункт первой помощи» для упражнений в оказании элементарной медицинской помощи;
- беседа «Здоровые зубы - это красиво» (знакомство с некоторыми правилами соблюдения гигиены, обеспечивающими здоровье зубам);
- рассматривание иллюстраций;
- последовательное приучение убирать игрушки в отведенное для них место.
Вечерняя прогулка:
- определение погоды по приметам;
- игровые ситуации для развития умения соблюдать в процессе игры правила поведения;
- самостоятельная деятельность по выбору детей.