Татьяна Гаар
Сценарий педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим миром с помощью пяти основных органов чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный конспект образовательной деятельности (средний возраст)
Название: Сценарий педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром с помощью
пяти основных органов чувств.
Краткая аннотация:
Публикация «Сценарий педагогического мероприятия по ознакомлению с окружающим миром с помощью пяти основных органов чувств» размещена в разделах
- Органы чувств человека и их назначение
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
В связи с изменениями в дошкольном образовании большое значение придается проблемам организации непосредственно-образовательной деятельности. Воспитателям получившим «классическое» образование и отработавшим в детских садах часто не один десяток лет, очень трудно сразу перейти от занятий с детьми к другим формам совместной деятельности.
Мы предлагаем примерный сценарий совместной познавательной деятельности, разработанный с учетом личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании детей дошкольного возраста.
Вид деятельности: совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя с детьми.
Образовательная область: «Познание»
Цель: в процессе разнообразной деятельности дать детям элементарные (начальные) представления о пяти органах чувств (глаза, как орган зрения; уши, как орган слуха; нос, как орган обоняния; язык (рот, как орган вкуса и кожа (руки, как орган осязания).
Задачи:
1. создавать условия для развития представлений детей об органах чувств как помощниках человека в познании окружающего мира;
2. формировать умение воспринимать объекты и явления окружающего мира с помощью разных анализаторов (органов чувств);
3. стимулировать детей к описанию предметов, с опорой на схему, с называнием основных свойств (размер, форма, твердость/мягкость);
4. способствовать развитию любознательности, поддерживать проявления самостоятельности.
Планируемый результат: в итоге совместной деятельности на мольберте появляется «Ромашка ощущений», пособие, которое способствует формированию у детей представлений о важности всех органов чувств для человека.
Предварительно: обратить внимание на то, нет ли у детей аллергии на бананы и запахи.
Оборудование: аудиозапись звуков природы: журчанье воды, пение птиц (можно использовать другие звуки, понятные детям среднего дошкольного возраста, 30 секунд, аудиозапись двухчастной музыки для танцевальной разминки (не более 1 минуты, пять листов формата А4, вырезанных в форме лепестка, маркеры ярких цветов, кружок желтого цвета (серединка ромашки, магниты, мольберт магнитный, схема обследования предмета (мнемодорожка или пикторамма, дидактическое пособие «Ящик ощущений», кусочки банана по количеству детей на одноразовых шпажках или зубочистках, салфетка.
1 этап
Мотивационно-побудительный
Цель: установление контакта с воспитанниками, создание положительного психологического настроя на общение и совместную деятельность.
Воспитатель приглашает детей встать в круг.
Психологический этюд «Подари улыбку другу».
2 этап
Основной
1. Раздаются звуки: щебет птиц, журчанье ручейка (аудиозапись).
Воспитатель: Ребята, что это? Как вы думаете? Что вы услышали?
Дети: журчит ручеек, водичка льется, птицы поют и т. д.
Воспитатель: А как вы услышали? С помощью чего?
Дети: С помощью ушей.
Воспитатель подводит детей к выводу: уши нам нужны для того, чтобы слышать разные звуки (голос мамы, пение птиц, музыку).
Воспитатель предлагает детям закрыть плотно уши ладонями, потом открыть и сравнить, когда лучше слышно.
Дети: Лучше слышно, когда уши открыты.
Затем воспитатель, с помощью детей, на бумажном листе, вырезанном в форме лепестка, схематично изображает орган слуха – ухо.
Дети вместе со взрослым рассматривают получившийся рисунок, сравнивают с оригиналом (ухом).
Воспитатель предлагает ребенку прикрепить рисунок на мольберт с помощью магнита.
2. Воспитатель предлагает детям пройти на ковер. Отвлекая внимание детей на то, какой у них в группе красивый ковер, закрывает свои глаза ладонями и разыгрывает ситуацию «Почему все исчезло».
Подводит детей к выводу: Ничего не видно, потому что закрыты глаза.
Воспитатель. Для чего нужны человеку глаза?
Выслушивает и комментирует все ответы детей, читает стихотворение:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно.
Где ребятки? Где окно?
Страшно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
(Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»)
Подводит детей к выводу: глаза нужны человеку для того, чтобы видеть (маму, красивые цветы, друг друга).
Затем предлагает рассмотреть, какого цвета глаза у соседа.
Схематичное изображение органа зрения.
3. Воспитатель показывает детям «Ящик ощущений» и предлагает пройти на стулья.
Воспитатель: В этом ящике что-то лежит. Как мы можем это узнать, не заглядывая внутрь?
Выслушивает предложения детей, подводит детей к выводу: узнать, какой предмет спрятан внутри можно с помощью рук (ощупывая то, что лежит внутри).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему.
Воспитатель: Предмет в ящике может быть «большим или маленьким», «квадратным или круглым», «мягким или твердым».
Предлагает желающим детям ощупать предмет и описать его с помощью схемы.
Затем предметы, лежащие в «Ящике ощущений» рассматриваются вместе с детьми (внутри большой мягкий кубик и маленький твердый шарик).
Воспитатель предлагает самому маленькому ребенку приложить руку к листу бумаги и обводит ее по контуру (схематичное изображение руки).
Танцевальная разминка с колокольчиками.
На подносе лежат колокольчики по количеству детей, на колокольчиках повязаны разноцветные ленточки, воспитатель предлагает взять понравившийся колокольчик.
Звучит двухчастная музыка. Под первую часть дети кладут колокольчики на пол и «гуляют» вокруг них, под вторую танцуют и звенят колокольчиками.
Воспитатель распыляет в воздухе ароматизированную воду с арбузным запахом.
Воспитатель: Ребята, вы ничего не ощущаете? Что-то изменилось.
Дети: Появился запах.
Воспитатель: Как вы узнали, что чем-то запахло? С помощью чего?
Дети: С помощью носа.
Воспитатель читает детям стихотворение:
Есть прямые носики,
Есть носики-курносики….
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
(Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»)
Вывод: нос человеку нужен для того, чтобы различать запахи (вкусного пирога, первой зеленой травки, маминых духов).
Воспитатель: Ребята, а вы часто болеете? Болеть это хорошо или плохо?
Дети: Болеть плохо.
Воспитатель: Хотите, я научу вас гимнастике для носа, которая поможет вам меньше болеть?
Массаж носа «Улитка» (по китайской методике) - повышает иммунитет к заболеванию верхних дыхательных путей.
От крылечка до калитки
Три часа ползти улитке,
Три часа ползти подружке,
На себе таща избушку. Дети указательными пальцами гладят крылья носа сверху-вниз и наоборот
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровым всем нам нужен.
(Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»)
Схематично изображают орган обоняния – нос (рисунок 5).
Игра «Угадай на вкус»
Воспитатель: Я хочу вас угостить. Что вы любите есть?
Я буду угощать вас фруктами, потому что они вкусные и полезные, а какими, вы должны догадаться сами.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и узнать фрукт на вкус.
Воспитатель: Что помогло вам узнать, какой фрукт вы съели?
Дети: Рот, язык.
Воспитатель сообщает детям, что на языке есть маленькие сосочки, которые и определяют вкус продукта.
Вывод: рот (язык) человеку нужен для того, чтобы различать вкус продукта.
Схематично зарисовывают рот .
3 этап
Итоговый
Воспитатель обращает внимание детей на мольберт.
Дети с воспитателем еще раз рассматривают схематичные изображения, называют органы чувств.
Обращает внимание детей на то, что листы бумаги по форме напоминают лепестки.
Затем вместе с детьми на мольберте выкладывается «Ромашка ощущений».
Вместе с детьми подводится итог: Мы слушали, смотрели, нюхали, трогали, пробовали на вкус. У человека есть специальные органы, которые ему помогают познавать мир : уши, глаза, нос, рот, руки (кожа). Эти органы нужно беречь, так как они очень важны для человека, как для ромашки важен каждый лепесток, так и для человека важны все органы чувств.