Елена Шляга
Примерное планирование нерегламентированных видов деятельности по теме «Весна. Мамин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Майя БОЙКО,
воспитатель дошкольного образования,
Елена ШЛЯГА,
воспитатель дошкольного образования первой категории,
ясли-сад 1 «Планета детства» УСР и ЖКХ ОАО «Беларуськалий»
г. Солигорска Минской области
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА. МАМИН ДЕНЬ»
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Общение Познавательная практическая
деятельность Игровая
деятельность Художественная
деятельность Элементарная
трудовая деятельность
Беседы
Публикация «Примерное планирование нерегламентированных видов деятельности по теме „Весна, Мамин день“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Планирование на весенний период
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
«Как оживают растения после зимы?», «Как мы поздравим маму?», «Моя бабушка», «Самая любимая мама».
Цель: формирование активного словаря детей на основе представлений о событиях повседневной жизни.
Рассказывание по сюжетной картине «Весенние забавы».
Цель: развитие связной речи, умения составлять небольшой рассказ по картине.
Этюды: «Ручейки», «Весенний дождь», «Птички и насекомые».
Цель: развитие невербальных способов общения.
Коммуникативные ситуации
«Как я помогаю маме?», «Что умеют делать птицы?».
Цель: развитие потребности в общении, развитие коммуникативной функции речи.
Наблюдения за неживой природой.
Цель: формирование умений определять и называть основные состояния погоды (тепло, пасмурно, солнечно, идет дождь, различать весну на основе ярких проявлений неживой природы (воздух становиться теплым, солнце светит ярче).
Наблюдения за деревьями и кустами ближайшего окружения.
Цель: развитие умения различать и называть деревья, кусты; формирование представлений о том, что весной на деревьях и кустах появляются нежные зеленые листочки.
Наблюдения за птицами.
Цель: формирование представлений о птицах весной (поведение, образ жизни)
Наблюдения за старшими дошкольниками при посадке овощей на огороде.
Цель: формирование представлений о труде весной.
Опыты и эксперименты:
«На солнце тепло, в тени холодно».
Цель: формирование умения устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями природы. (предметы нагреваются на солнце, а в тени нет)
«Поставим ветки в воду».
Цель: формирование представлений о стадиях роста и развития растения
Рассматривание и обследование лука (огород на окне)
Цель: развитие восприятия и обследовательских действий.
Проблемная ситуация «Куда весной исчезает снег?».
Цель: формирование представлений о связях между явлениями природы.
Дидактические игры:
«Найди картинку о весне», «Собери картинку», «Что бывает весной?», «Определи время года», «Оденемся на прогулку».
Цель: развитие интереса к игровой деятельности
«Составь узор», «Бусы для мамы», «Укрась бабочку»
Цель: развитие глазомера, умения выкладывать узор из чередующихся элементов.
Дидактическое упражнение «Кого разбудило солнышко?»
Цель: активизация речи детей названиями животных.
Игры с мозаикой «Цветы для мамы», «Весенний цветок»
Цель: развитие фантазии, интереса к игровой деятельности, закрепление основных цветов спектра.
Пальчиковые игры: «Постираем платочки», «Цветочек для мамы»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Игры – импровизация «Волшебные превращения»
Цель: развитие двигательного творчества, умения передавать особенности предметов при помощи движений.
Подвижные игры: «Солнышко и дождик»,
«Воробышки и автомобиль», «Лохматый пес», «Ручеек».
Цель: формирование умения применять свои двигательные умения в подвижных играх.
Чтение: Э. Агняцвет «Маме», Я. Колас «Сонца грэе, прыпякае» (з верша «Вясна», А Плещеев «Уж тает снег» (со стихотворения «Весна», Е. Благина «Посидим в тишине», «Помощница» (А. Барто, «Бабушкины руки» (Л. Квитко, «Пралеска» (А. Дзеружынскі)С. Козлов «Необыкновенная весна»; русская народная сказка «Волк и козлята» (обр. А. Толстого).
Цель: приобщение к доступным им произведениям художественной литературы и фольклора.
Рисование: «Весенние деревья»,«Светит солнышко в окошко», «Одуванчики», «Украсим платье для мамы»
Цель: развитие изобразительных способностей.
Аппликация: «Праздничная открытка», «Плачущие сосульки»,
Цель: формирование технических способов и техники при создании аппликации.
Конструирование: «Домик для пчел» (из строительного материала)
Цель: развитие умения строить постройки из строительного материала.
Лепка:«Бусы для мамы», «Печенье», «Весенние листочки».
Цель: развитие умения использовать приемы и способы лепки для создания выразительных образов.
Разучивание песни «Мамочка милая» (муз и сл. Я. Жабко»).
Цель: развитие певческих навыков
Танцевальное творчество «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской).
Цель: развитие умения эмоционально откликаться на характер танцевальной музыки. :
Слушанье музыкального произведения
«Материнские ласки» (муз. А Гречанинов).
Цель: развитие умения слушать вокальные музыкальные произведения, делиться впечатлениями об услышанном произведении. Труд в природе «Полив огорода на окне и растений в уголке природы».
Цель: развитие умений выполнять элементарные трудовые поручения в уголке природы.
Хозяйственно-бытовой труд «Мы - помощники».
Цель: развитие умений соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада, выполнять трудовые действия.
Самообслуживание «Мы сами».
Цель: развитие умения
одеваться и раздеваться в определенной последовательности (расстегивать
и застегивать пуговицы спереди); обувать и снимать обувь (застегивать, расстегивать,
расшнуровывать, снимать и ставить обувь на место).
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА. МАМИН ПРАЗДНИК»
Средняя группа (от 4 до 5лет)
Общение Познавательная практическая
деятельность Игровая
деятельность Художественная
деятельность Элементарная
трудовая деятельность
Беседы
«Наши бабушки», «Расскажи о маме», «Как узнать весну?», «Что я маме подарю», «Каких птиц мы встречаем?», «Как нужно одеваться весной».
Цель: развитие умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге.
Этюды: «Подарок маме», «Я - дерево»,
«Подснежник», «Как звери весной просыпаются», Весеннее настроение».
Цель: развитие воображения, умения передавать разные чувства в движениях, звукоподражаниях.
Коммуникативные ситуации: «Как животные встретили весну?», «Почему березы плачут?», «Почему я жду весну?».
Цель: формирование умения использовать элементы объяснения и убеждения в игровом общении.
Рассуждение «Весна – это хорошо или плохо?».
Цель: развитие умения связно излагать свои мысли, свободно использовать в речи
простые предложения.
Рассказывание по картине «Встречаем птиц» .
Цель: развитие связной речи, умение составлять рассказ по картине.
Ситуация общения «Как я помогаю маме?»
Цель: формирование активного словаря детей на основе представлений о событиях повседневной жизни. Наблюденияза неживой природой (за погодой, облаками, солнцем).
Цель: формирование умений определять основные состояния погоды: тепло, пасмурно, солнечно, облачно; отмечать результат наблюдений в календаре природы; развитие умения сравнивать характерные проявления неживой природы в разные сезоны
Наблюдение за таянием снега.
Цель: формирование представлений о проявлениях неживой природы в разные сезоны (весна).
Наблюдение за деревьями (береза, дуб, груша, яблоня).
Цель: развитие умения группировать деревья по месту произрастания, сравнивать их, называть сходства и отличия.
Наблюдение за птицами.
Цель: формирование представлений об изменениях в поведении птиц в начале весны.
Опыты и эксперименты:
«Где быстрее растет растение в темноте или при свете?» (на примере лука, «Где снега осталось больше?», «Солнце – тепло, тень – прохлада».
Цель: формирование умения устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.
«Как я стал волшебником: превращение льда в воду».
Цель: развитие умения устанавливаьть связь между агрегатнымсостоянием воды и температурой.
Дидактические игры:
«Я весна, а ты моя частичка», «Времена года: весна», «Кто что делает весной?».
Цель: закрепление представления детей о весне, сезонных изменениях.
«Где пчела?»
Цель: развитие умения употреблять в речи предлоги «Кого не стало».
Цель: развитие внимания, мышления.
«Угадай, кто поет».
Цель: формирование умения узнавать птиц по издаваемым звукам.
Словесные игры:
«Дюжина вопросов».
Цель: развитие речи детей; совершенствование представления о весне.
«Весенние слова».
Цель: формирование умения подбирать слова (прилагательные) к описанию явлений природы.
Гульня –спаборнiцтва “Хто больш назаве слоў”.
Мэта: фармiраванне умення называцьпрадметы навакольнага асяроддзя на беларускай мове.
Пальчиковые игры: «Улей», «Грачи», «Птички»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры: «Раз, два, три - к названному дереву беги», «Солнечные лучи», «Построй переправу».
Цель: развитие двигательных умений и навыков; упражнение в разных видах и способах движений.
Чтение: белорусские народные песенки и потешки:
«Жавароначкi, прыляцiце…», «Ездзiць вясна, ездзiць»; рассказы «Мама» (В. Хомчанка) «Вясна» (Я. Колас, «Подснежники (С. Вангели, перевод с молд. В. Берестова);
Стихотворения «Свецiць як сонца, ад самай калыскi» (М. Хведаровiч);
«У вясновым лесе» (Л. Дайнека);
«Весна, весна» (Е. Баратынский) Цель: приобщение к доступным произведениям художественной литературы и фальклора.
Рисование: «Весенний букет»,
«Сирень».
Цель: развитие умения использовать в рисунке выразительные средства, желание экспериментировать с изобразительными материалами.
Лепка: «Веселые насекомые»,
«Каравай на праздник».
Цель: развитие творческого воображения, умения применять способы лепки предметов, сюжетов.
Аппликация «Платочек» (декоративная)
Цель: формирование умения создавать декоративную аппликацию из бумаги.
Слушанье музыкального произведения «Мама» (муз. П. И. Чайковского)
Цель: формирование умения высказывать свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении.
Разучивание песни «Бабушка моя» (муз. Е. Гомоновой)
Труд в природе
«Посадка огорода на окне» (бобы, фасоль, горох)
Цель: воспитание желания выращивать растения на огороде.
«Уход за растениями уголка природы»
Цель: формирование умения осуществлять уход за растениями уголка природы.
Хозяйственно-бытовой труд
«Украшение группы к празднику»
Цель: формирование умения оказывать помощь взрослому в украшении группы к праздникам.
«Растут помощники»
Цель: формирование умения совместно с педагогом поддерживать порядок в групповой комнате (убирать игрушки, вытирать пыль, протирать игрушечную мебель).
Хозяйственно-бытовой труд
«Мы любим потрудиться»
Цель: развитие умения
совместно с взрослым поддерживать порядок на участке.
Самообслуживание
«Просушим обувь и одежду после прогулки»
Цель: формирование умения самостоятельно приводить одежду и обувь в порядок (чистить, просушивать).
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВЕСНА. ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ»
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Общение Познавательная практическая
деятельность Игровая
деятельность Художественная
деятельность Элементарная
трудовая деятельность
Беседы: «Месяцы весны», «Почему мне нравится весна?», «Как я готовлюсь к женскому дню?», «Мамины профессии», «День Победы - праздник мой», «Деревья и кусты весной».
Цель: развитие умения последовательно излагать свои мысли в процессе общения.
Рассказывание по картинам «Мы для милой мамочки», «Труд людей весной».
Цель: развитие связной речи детей при составлении описательного рассказа по картине.
Разважанне «Як пазнаць вясну?»
Мэта: фармiраваць зносiны и сродкi зносiн на беларускай мове; развiваць пазнавальныя i моуныя здольнасцi.
Этюды: «Весеннее пробуждение», «Скворцы»
«Распускаются тюльпаны».
Цель: снятие эмоционального и физического напряжения; развитие воображения, умения передавать разные чувства в движениях, звукоподражаниях.
Проблемные ситуации: «К нам залетела бабочка», «Какими красками рисует весна?», «Почему одуванчик называют золотым?», «Если б не было весны…», «Лёд сверкает, серебрится, можно ли на нём резвиться?»
Цель: развитие потребности в общении, коммуникативной функции речи.
Рассказ-фантазия «О чем рассказывает весенняя листва?»
Цель: формирование умения составлять творческий рассказ.
Рассказ рассуждение «О чем говорят народные приметы?»
Цель: формирование умения использовать в процессе общения формы-речи-рассуждения: объяснительную речь, речь доказательство.
Рассказ из опыта «Как мы устроили цветник»
Цель: формирование умение самостоятельно сочинять рассказ из личного опыта.
Наблюдения за неживой природой
Цель: развитие умения отмечать характерные проявления неживой природы весной (день удлиняется, ночь укорачивается, становится теплее, тает снег, лед, бегут ручьи, оттаивает почва. Наблюдения за капелью.
Цель: знакомство детей с таким явлением в неживой природе, как оттепель; развитие познавательного интереса.
Наблюдения за пробуждением деревьев.
Цель: развитие умения характеризовать сезонные изменения в мире растений (набухают почки, появляются листья)
Наблюдение за появлением первых насекомых (муравьи, божьи коровки).
Цель: формирование представлений о признаках насекомых, как живых существ.
Наблюдения за перелетными птицами на территории детского сада.
Цель: развивать умение узнавать и называть виды перелетных птиц.
Наблюдения за трудом дворника «Весенние хлопоты».
Цель: закрепление представлений о труде взрослого весной.
Опыты и эксперименты:
«Проращивание семян»
Цель: развитие умения определять в процессе экспериментирования функции органов растения. «Сравнение веток березы и вербы»
Цель: развитие умения устанавливать связи между временем года и состоянием растений.
Сравнение майского жука и божьей коровки
Цель: развитие умения сравнивать, делать выводы.
Просмотр видеофильма: «Как животные встречают весну».
Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в мире животных (появляются насекомые, возврвщаются птицы, птицы вьют гнезда, у зверей рождаются детеныши)
Просмотр видеопрезентации «Весна в природе» (по материалам журнала «Пралеска», электронное приложение № 1)
Цель: формирование умения устанавливать связи и зависимости между обьектами и явлениями природы.
Моделирование «Правила поведения в природе» (графическая модель)
Цель: освоение приемов моделирования; закрепление представлений о правилах поведения в природе.
Дидактические игры:
«Назови ласково», «Весенние словечки», «Мы для милой мамочки».
Цель: развитие словесного творчества, активного речевого общения в совместных играх.
«Назавi па беларуску»
Цель:фармiраванне умення называць словы - назвы акаляючых прадметау на беларускай мове.
Настольная игра «Профессии мамы».
Цель: закрепление представлений о женских профессиях.
Сюжетно-ролевые игры: «Концерт для мам», «Передача о мамах», «Магазин семян».
Цель: развитие умений сотрудничать в игровой деятельности, выполнять действия в соответствии с ролью, согласовывать роли в игре.
Музыкально-дидактическая игры
«Песенка для мамы»
Цель: формирование умения самостоятельно интонационно и выразительно петь.
Подвижные игры: «Четыре победы», «Точно в цель» «Сустрэча вясны», «Фарбы вясны» .
Цель: развитие двигательных умений и навыков.
Чтение : сказки «Легки хлеб» (бел. народная, «Аист и соловей». (В. Берестов, «Как скворец себе дом выбирал» (Т. Шорыгина) ; рассказы: «Сакавiк и яго сёстры»(К. Калина, «Мама» отрывок (З. Воскресенская, «Самые ласковые руки» (В. Сухомлинский) ; стихотворения «Ранiца вясною» (Я. Колас); «Ласточка примчалась» (А. Майков, «Мамин день» (О. Высоцкая, «Дарагое iмя» (М. Хведаровiч).
Цель: развитие умения понимать эмоционально образное содержание литературных произведений, их характер.
Рисование: «Милой мамочки портрет», «Весенний пейзаж».
Цель: развитие изобразительных и творческих способностей детей, позитивного отношения к рисованию.
Лепка: «Кружка для мамы»,
«Божья коровка».
Цель: развитие изобразительных и творческих способностей в процессе лепки.
Аппликация:«Ветка мимозы», «Скворечник», «Бабочки-красавицы», «Весенний луг».
Цель: развитие творческих способностей детей в процессе аппликационной деятельности.
Детский дизайн:
«Сувенир на праздник», «Подарок маме, бабущке, сестре»
Цель: развитие умения творчески применять художественные материалы.
Конструирование: «Птицы на ветках», «Военная техника», «Голубь мира», «Лодочка» (оригами).
Цель: формирование умения конструировать игрушки в технике бумажной пластики.
Рассматривание художественных произведений живописи: «Голубой весной» (В. Бялыницкий-Бируля, «Март» (И. Левитан, «Сирень (П. Кончаловский)
Цель: развитие художественного восприятия. умения различать жанры изобразительного искусства.
Кукольный театра по бел. нар. сказке «Легкий хлеб»
Цель: приобщение к театрально-игровой деятельности.
Вечер пословиц и поговорок «Народный календарь», «Нет дороже слова, чем мама»
Цель: развитие умения рассуждать по содержанию пословиц и поговорок.
Творческий вечер «Без мамы и солнце не греет»
Цель: развитие творческих способностей; формирование основ эстетической культуры.
Литературная викторина «Мир на планете»
Цель: закрепление представлений о празднике День победы;
Слушанье музыкального произведения «Марш деревянных солдатиков», «Песня жаворонка», «Подснежник» (муз. П. И. Чайковского)
Цель: формирование умения высказывать свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении, наиболее ярких средствах музыкальной выразительности.
Пение «Ой, вясна, вясна», «А мы грушку садзiли» (бел. народныя песнi, «Дорогие бабушки и мамы» (муз. А Островского, сл. З. Петровой)
Цель: развитие музыкальных способностей, эмоционально позитивного отношения к музыкальному искусству.
Просмотр презентации «Весна в живописи» (по материалам журнала «Пралеска», электронное приложение № 1)
Цель: развитие умения различать и анализировать жанры живописи.
Хозяйственно-бытовой труд
«К нам пришла весна»
Цель: привлечение детей к украшению группы к наступившему сезону; воспитание ответственности за выполнение порученной работы.
«Мамины помощники»
Цель: формирование умения самостоятельно застилать постель после сна.
Ручной труд
«Подарки к 8 Марта для сотрудников детского сада», «Макет «Этот день Победы»
Цель: развитие умения с помощью взрослого изготавливать
Сувениры, макеты из различных материалов.
Труд в природе
«Говорят цветы с утра: «Нас полить уже пора»
Цель: развитие умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного в уголке природы.
«Посеем семена для рассады цветов»
Цель: обогащение представлений о способах выращивания растений, правилах ухода за ними.
Огород на окне «Сеем в ящик семена – в гости к нам пришла весна»
Цель: развитие интереса к труду в природе; формирование умения сеять семена и выращивать рассаду.
Самообслуживание «Следим за собой»
Цель: развитие умения соблюдать опрятность, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.